0
1213
Газета Культура Печатная версия

24.01.2018 00:01:00

В Москве продолжаются гастроли екатеринбургского "Коляда-театра"

Похоронить себя на сцене

Тэги: москва, гастроли, коляда театр, екатеринбург

Обновлено 24.01.18 в 14:52

москва, гастроли, коляда театр, екатеринбург «Двенадцать стульев»: в будуаре Эллочки Людоедки. Фото с официального сайта театра

В январе уже настолько стали традицией гастроли уральского театра Николая Коляды в столице, что Театральный центр на Страстном в этом году расширил временные рамки, и свой репертуар екатеринбуржцы будут показывать до самого начала февраля. А спектаклей привезено без малого 25. Так что премьеры сезона играют по несколько раз, представляя все составы.

Для главной премьеры – «Двенадцати стульев» – актерский состав крайне принципиален. Кису Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства, в очередь играют корифей труппы Олег Ягодин и сам хозяин частного театра – Николай Коляда (и оттого это предельно разные спектакли). Он же – автор инсценировки романа Ильфа и Петрова. Как и всегда, драматург Коляда «переписывает» прозу, не только адаптируя ее к сцене, но и насыщая личной темой, не считая, конечно, еще и современных языковых находок – присказок, новых поговорок, «оговорок». Бендер (Илья Белов) ежеминутно выругивается итальянским междометием: «Апропендос!», а у Эллочки Людоедки, гламурной блондинки, как из телепародии «Одна за всех», любимое словечко – «жють».

Признаться, после советских экранизаций, раз и навсегда воплотивших живые образы романа, невообразимо сложно видеть на сцене другие лица, но слышать те же диалоги, те же фразы, ставшие афоризмами, – «Может быть, вам еще и ключ дать от квартиры, где деньги лежат?». Причем зал наверняка поделился на тех, у кого в памяти всплывают лица актеров Гайдая – гениальный Остап Бендер Арчила Гомиашвили и Ипполит Матвеич Сергея Филлипова или лирические интонации Андрея Миронова и Анатолия Папанова в фильме Марка Захарова. 

Для Коляды, который всю жизнь пишет о театре изнутри (начинал актером, стал драматургом, а затем режиссером и худруком), пьесы о театре – особая статья. Их он пишет много, создавая сатирически и в то же время любовно портреты этих «странных» людей между жизнью и сценой, часто и классические мировые произведения таким образом интерпретируя (к примеру, «Слугу двух господ» Гольдони). В «Стульях», как и обычно, множество танцев, и тут скрупулезность Коляды сложно переоценить: хотя у режиссера нет возможности использовать живую музыку, его музыкальный подбор треков всегда эмоционально точен, и в данном случае исторически тоже. Коляда возвращает на сцену городской, преимущественно блатной, фольклор 20–30-х. Актеры залихватски танцуют под «Ах лимончики, вы мои лимончики,/ Вы растете у Соньки на балкончике…». 

Сценографический образ напоминает одесские дворы, заполоненные  восточными тканями на бельевых коммунальных веревках, кишащие кошками. Кошка – киса (игрушечные в руках и декоративные на спинах актеров) – тут символ лукавства и мещанства. И – главное – стяжательства: все ходят с кошачьими мордочками на растиражированных кошелечках, сумочках. 

Коляда любит повторять: в гробу карманов нет. После убийства Бендера (причем мизансцена недвусмысленно отсылает к картине «Иван Грозный убивает сына»), а убивает он собой порожденное зло, Коляда–Воробьянинов, придя в последнюю точку погони и увидя Клуб Железнодорожников, отстроенный на счастливо добытые сторожем бриллианты, ложится в театральный кофр, как в гроб. В этот драматический момент ясно осознаешь, что Коляда в год 60-летия буквально написал свое сценическое завещание. И словно оглядывается на собственную жизнь, в которой все материальные накопления годами вкладывались в любимое детище – свой театр. И в этом есть та бескорыстная и трепетная жажда дарить искусство, которой жили знаменитые импресарио начала прошлого века.  

Из камерных премьер «Коляда-театр» представил постановку «Змея золотая» по новой пьесе драматурга, где фабула, кажется, родом из 90-х (психология того, переходного, времени – еще одна сквозная тема Коляды). Пьеса появилась, когда Коляда придумал задание своим студентам – написать пьесу, действие которой происходило бы в шиномонтажке. Стареющая богатая дама (Светлана Колесова) выслеживает молодого автослесаря  и делает ему предложение «на миллион». Стать ее любовником за деньги. И все бы превратилось в фарс, а не драму, если бы он, как и хотел, отказался, смеясь. Но его будущая невеста неожиданно толкает возлюбленного «подзаработать». Не все же жить, как крысам, – в хрущевке, есть бичпакеты и торговать автозапчастями. Стоит понюхать и другой жизни, заработать на красивую свадьбу. Он возвращается к ней через несколько суток альфонсом из золотой клетки и уже не может видеть прежнего быта, а внутри зарождается фашистская идея. Если он родился у челночницы на китайских рыночных сумках неизвестно от кого, то его дети должны расти только на лучшем, и рожать их будет женщина-самка, откормленная за чужие доллары.

«Простая» история, как такие пьесы называет сам Коляда, со счастливым душеспасительным концом в его режиссуре становится моральным экзаменом, страшной сказкой, где герои выходят из темноты к свету, в этом спектакле – от зимы к весне. Нерв спектакля – во взаимодействии только начинающих артистов – Игоря Баркаря, Татьяны Потехиной (их Коляда только что взял после института и, по его признанию, целый год учил языку своего театра) – и старожилов труппы. Тамара Зимина – тетя Люба, подрабатывающая на пенсии мойкой машин в шиномонтажной, аккумулирует всю философию Коляды. Роскошная женщина со сложной судьбой, похоронившая сына, но не потерявшая юмор, веру, жажду и интерес к жизни, именно она мирит и возвращает к разуму молодых героев. Жизнелюбие актрисы – ее органика; она выделяется на сцене даже тем, как изящно преподносит свой внешний облик, явно самостоятельно продумывая его вплоть до деталей. 

Долгое время в «Коляда-театре» служила Ирина Ермолова, блиставшая во всех характерных ролях, теперь Ермолова по непримиримым разногласиям с худруком – только актриса екатеринбургского Театра драмы. Ее отчаянно не хватает и в новых, и в старых спектаклях Николая Коляды. Костяк труппы за эти годы незаметно сузился, пришло новое поколение, которым еще немало предстоит постичь в авторском театре, да и в профессии актера. Хотя есть очень симпатичные новые лица, теперь уже видные в первом ряду, отлично вписавшиеся в эстетику: Павел Рыков, Наталья Цыганкова, Ксения Копарулина. 

В Москве своих поклонников Коляда обнадежил, что его проект, запланированный для столицы, Театр новых пьес, все-таки состоится. Ранее было известно, что из помещения на Петровке  новообразованный коллектив московских актеров выселили вместе с Театром труда. Теперь появился меценат, готовый поспособствовать в организации собственной площадки. Его фамилию Коляда пока не разглашает, но назвал имя, чтобы зрители могли поставить за него свечку в церкви.

Р.S. В среду Николай Коляда сообщил на своей странице в Facebook о том, какое новое помещение было найдено для "Театра новых пьес". Это ДК "Стимул" на Садовнической, 21, возле метро "Новокузнецкая". "Театр готов открыть и взрослую театральную студию, и детскую, и курсы по драматургии - и чего хотите" - пишет драматург. Бывшему ДК нужна кружковая деятельность, взамен - в те дни, когда помещение будет свободно, театр планирует здесь репетировать и играть спектакли. Помещению необходим ремонт. Коляда собирается вложить в него очередные гонорары за свои пьесы. А москвичей попросить принести для обустройства интерьера "мебель, ненужные вещи, костюмы,аппаратуру".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Российская антиракета испытана успешно

Российская антиракета испытана успешно

Ирина Дронина

Ее тактико-технические характеристики значительно превосходят стоящие на вооружении огневые средства

0
1956
Мэрия Москвы согласовала заявку "Солидарности" на проведение марша памяти Бориса Немцова

Мэрия Москвы согласовала заявку "Солидарности" на проведение марша памяти Бориса Немцова

0
539
Пожилым москвичам предлагают жить активно

Пожилым москвичам предлагают жить активно

Ирина Гаранина

Столичный пилотный проект должен превратиться в полноценную программу поддержки возрастных горожан

0
882
Общественники ждут помощи мэрии в проведении надомного голосования в Москве

Общественники ждут помощи мэрии в проведении надомного голосования в Москве

Тамара Каширина

На выборах президента РФ 18 марта избиркомы могут поставить рекорд по количеству выездов с переносными урнами

0
726

Другие новости

Загрузка...
24smi.org