0
5402
Газета Культура Печатная версия

02.02.2020 18:25:00

Ян ван Эйк изобразил Луну за 80 лет до Леонардо

В Генте открылась самая крупная в истории выставка ранненидерландского мастера "Оптическая революция"

Тэги: выставка, ян ван эйк, оптическая революция, матиас депоортер

Полная On-Line версия

19-7-1350.jpg
Ян ван Эйк. Мадонна у фонтана. Ок. 1440.
Frick Collection/www.lukasweb.be
В рамках бельгийской программы чествования старых мастеров 2020-й объявлен в Генте годом Яна ван Эйка, создавшего с братом Губертом для собора Св. Бавона Гентский алтарь, одно из самых знаменитых произведений в истории искусства. Год назван "О, Боже! Здесь был Ван Эйк", а главным событием стала открывшаяся 1 февраля в Музее изящных искусств Гента выставка "Ван Эйк. Оптическая революция". Корреспондент "НГ" Дарья Курдюкова успела побывать на выставке дважды (о впечатлениях читайте в одном из ближайших номеров "НГ"), а до того поговорила с одним из кураторов выставки Матиасом Депоортером собственно о ванэйковской революции - о его новаторстве, фантастической степени детализации, влиянии на итальянскую живопись. И о том, сколько всего еще (или уже) об этом мастере неизвестно.

- Матиас, вы покажете 13 из примерно 20 сохранившихся работ Яна ван Эйка, но кроме того, на выставке будут работы его современников и последователей, в том числе копии с утраченных произведений ван Эйка. Можно ли по копиям предположить, сколько всего произведений он создал?

- Определить это очень трудно. В силу особенностей стиля ван Эйка, в силу того, что он использовал лессировки, накладывая тонкие полупрозрачные красочные слои один поверх другого, в силу того, что в его работах невероятно много деталей, их создание занимало много времени. Когда мы говорим, что до наших дней дошло около 20 его картин, это, конечно, приблизительно, ведь даже не все работы были подписаны. Мы кое-что знаем о некоторых утраченных произведениях, поскольку они упомянуты в письменных источниках. Главным образом благодаря итальянскому гуманисту в XV века Бартоломео Фацио, писавшему, в частности, о 

01-De-Aanbidding-van-het-Lam-Gods-1.jpg
Ян и Губерт ван Эйк. Поклонение
мистическому Агнцу (Гентский алтарь).
1432. Собор Св. Бавона,
Гент. © www.lukasweb.be - Art in Flanders vzw
Триптихе Ломеллини, следы которого сегодня потеряны. Другая упомянутая Фацио и ныне тоже утраченная работа ван Эйка - домашняя сценка с умывающейся женщиной. Гуманист подробно ее описал, но сейчас известна только копия XVI века. Или, к примеру, на выставке мы покажем "Несение креста" начала XVI века (Музей изобразительных искусств, Будапешт), которое, вероятно, было копией с не сохранившейся работы Яна ван Эйка. Кроме того, у нас будет картина (из Лувра) и рисунок (из Художественного музея Филадельфии) со Св. Христофором - считается, что они тоже восходят к утраченному произведению этого мастера. Последнее произведение, над которым, как нам известно, работал ван Эйк, - Мадонна Малбеке для города Ипр. Оно тоже не сохранилось, но у нас будет копия XVII и два рисунка XV века, по которым можно составить представление о том, как это выглядело.

- Почему он обратился к живописи так поздно, во второй половине 1420-х годов?

- Произведения его юношеского периода неизвестны. Но они, без сомнения, были. Возможно, одно из них - миниатюры из Турино-Миланского часослова. Многие исследователи приписывают их кисти ван Эйка, однако по этому поводу много споров, как, впрочем, и относительно датировки. Одни считают, что это 1420-е годы, другие - что это уже время перед смертью художника в 1441-м. Единственный уверенно приписываемый ван Эйку рисунок - с кардиналом Никколо Альбергати из Дрездена (1431 - "НГ"), но, по-видимому, многие его рисунки и эскизы не сохранились либо нам неизвестно их местонахождение. Думаю, существовали не только связанные с портретами эскизы, но и изображения обстановки, пейзажи - с горами, цветами и т.д.

2-Portret-van-een-man-met-blauwe-kaproen.jpg
Ян ван Эйк. Портрет мужчины в голубом
шапероне. Ок. 1428-1430. Национальный
музей Брукенталя, Сибиу
- Благодаря беспрецедентному реставрационно-исследовательскому проекту, посвященному Гентскому алтарю ("Поклонение мистическому Агнцу") и начатому в 2012 году, мы впервые за много веков видим авторскую живопись, а не многочисленные записи XVI столетия. После выставки проект продолжится - когда его завершат?

- Алтарь отреставрирован на две трети, и в этом году мы ждем выхода публикации о проведенных исследованиях. После выставки начнется реставрация внутренних верхних створок. Что касается завершения проекта, точная дата неизвестна, поскольку еще не начался третий, последний, этап реставрации. Вероятнее всего, к нему приступят в 2021-м, и, думаю, он продлится года четыре или около того. Так что нужно запастись терпением.

- Удалось ли в ходе этого проекта узнать что-то о полулегендарном старшем брате - Губерте ван Эйке и его участии в работе над алтарем? Там была интригующая надпись, согласно которой Губерт, первый и великий мастер, начал это дело.

- Губерт ван Эйк по-прежнему остается загадочной и очень схематичной фигурой. До сих пор обсуждается, какие именно части он писал на Гентском алтаре. Кроме того, нет работ, которые мы могли бы с какой-то долей уверенности ему приписать. Но результаты исследования надписи на алтаре многообещающие. Установлено, что это четверостишие, где сказано, что Губерт начал работу над алтарем, а Ян продолжил ее после смерти Губерта в 1426 году, аутентичная.

3-Turijn-Milaan.jpg
Рука G (Ян ван Эйк?). Турино-Миланский
часослов. Ок. 1410-1440. Палаццо Мадама, Т
урин - Городской музей древнего
искусства Публикуется с разрешения
Фонда Музеев Турина
- Одна из тем ретроспективы - "Архитектура". У Яна ван Эйка много изображений готических соборов, по которым пытаются идентифицировать разные реальные города, и несколько разных с точки зрения архитектурной типологии храмов, которые служат аллюзией на Иерусалимский храм. Еще Отто Пэхт, исходя из разных деталей ванэйковских картин, предполагал, что художник мог ездить на Святую Землю. Но даже в этапной коллективной монографии "Фламандские примитивы и их время" (2000) с осторожностью говорится, что в 1426-м ван Эйк совершил секретное паломничество в далекие края от имени герцога. Появились ли доказательства его путешествия на Святую Землю?

- Абсолютной уверенности относительно его поездки в Иерусалим у нас нет. У ван Эйка было несколько путешествий, однако точно известно направление только одного из них: в 1428-29-м он отправился в Португалию и Испанию. Направления других поездок держались в секрете. Конечно, заманчиво думать, что эти секретные "командировки" 1426 года в дальние края были связаны со Святой Землей и Иерусалимом.

- Самое точное изображение Иерусалимского храма, насколько это было возможно в ту эпоху, когда вместо храма уже много столетий стояла мечеть Купол Скалы, есть на картине из Роттердама "Три Марии у Гроба Господня" (причем задолго до появления аналогичной архитектурной типологии в образе Иерусалима в знаменитом "Паломничестве в Святую Землю" Бернарда фон Брейденбаха). Работа есть на выставке. Прежде ее приписывали Яну или Яну и Губерту ван Эйкам, а сейчас мастерской. Этот замечательный образ Иерусалима не был написан ван Эйком и не имеет отношения к его живописи?

04-De-Annunciatie-diptiek.jpg
Ян ван Эйк. Благовещение. Диптих. Ок. 1433-1435.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
- Действительно, в "Трех Мариях..." представлены Купол Скалы и Храм Гроба Господня. И изображение Купола Скалы действительно очень раннее. Собственно, это вкупе с секретными путешествиями художника и стало основанием предполагать, что он мог побывать в Иерусалиме. Но точно мы не знаем, поскольку, во-первых, это не зафиксировано в документах, а во-вторых, авторство "Трех Марий..." многими ставится под сомнение, хотя эти здания появляются и на других работах ван Эйка. "Трех Марий..." приписывали то Губерту, то Яну, то его мастерской и т.д. Сейчас мы атрибутировали эту вещь Яну ван Эйку и его мастерской. Но то, что это произведение есть на нашей выставке, позволит внимательно его рассмотреть и сравнить с вещами, в которых авторство Яна ван Эйка несомненно. Но помимо Иерусалимского храма вы видите там и фламандскую архитектуру, так что в целом это не реалистичное изображение Иерусалима, и смешение действительности с вымыслом было типично для ван Эйка.

- Как портретист Ян ван Эйк одним из первых использовал трехчетвертной ракурс, гораздо раньше, чем в итальянской живописи (там одним из самых ранних примеров стал "Портрет неизвестной (Смеральды Бандинелли)" 1470-80 кисти Боттичелли (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Портреты ван Эйка, при очень небольших размерах, отличаются фантастической степенью детализации. Речь идет только о зоркости ван Эйка или он использовал какие-то приспособления того времени?

- Да, итальянские художники переняли этот ракурс от ранненидерландской живописи. Что касается специальных приборов, у нас нет точной информации о том, как именно он работал. По поводу линз - не знаю. Может быть, какое-то увеличительное стекло для мельчайших деталей. Может быть, использовал камеру-обскуру. Наша выставка - об оптической революции Яна ван Эйка. Но что это за революция: это теория профессора Гентского университета Максимилиана Мартенса, одного из приглашенных кураторов ретроспективы. Он утверждает, что ван Эйк не просто был замечательным, очень зорким наблюдателем, но и обладал базовыми теоретическими знаниями об оптике - об отражении, поглощении и преломлении света. В Гентском алтаре он написал сотни драгоценных камней, на которые падает свет. И это была имитация реального света, который падает под тем же углом, что и в капелле заказчика Вейдта в соборе Св. Бавона, где стоит Гентский алтарь. Естественно, мы должны помнить, что искусственного света не было и Ян ван Эйк зависел от естественного освещения в капелле.

- Простите за глупый вопрос, т.е. ван Эйк работал непосредственно в капелле, а не в своей мастерской?

- Это еще одна вещь, которая нам неизвестна. Свидетельств не осталось. Он мог писать его в Генте, в соборе, а может быть, завершал в своей мастерской в Брюгге. У нас огромные лакуны в информации об одном из самых важных в истории художников. Но что мы все-таки знаем, так это что копию с Гентского алтаря, написанную в 1557-58 годах Михилом Кокси для короля Филиппа II, этот художник делал в капелле, т.е. рядом с Гентским алтарем.

- Было анонсировано, что сопоставление ванэйсковских картин с итальянской живописью (Пизанелло, Фра Анджелико, Мазаччо и Беноццо Гоццоли) "прежде таким образом никогда не было представлено на выставках". Что имеется в виду?

- Есть исследования и выставки о ван Эйке и Италии, но не было экспозиций, где бы его сопоставляли с его итальянскими современниками. К примеру, в 2002 году в Музее Грунинге в Брюгге прошла выставка "Ян ван Эйк и юг Европы. 1430-1530", но она рассказывала о влиянии этого мастера на более поздних итальянских художников. Мы же показываем упомянутых художников и еще Доменико Венециано, т.е. всех современников ван Эйка в Италии. На протяжении первой половины XV столетия и еще несколько десятилетий итальянские живописцы находились под большим впечатлением от североевропейской и особенно бургундской живописи. Упомянутый уже Бартоломео Фацио писал о выдающихся людях эпохи, включив в них четырех художников. Двое из них, Пизанелло и Джентиле да Фабриано, были итальянцами, а двое других - Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Красноречивый факт.

Разумеется, на итальянских мастеров оказало огромное влияние усовершенствование Яном ван Эйком техники живописи маслом. Это позволило изображать мир гораздо правдоподобнее, чем темперой. На выставке мы увидим, что итальянцы еще часто использовали сусальное золото для фонов. Вот этого ван Эйк, похоже, не делал никогда - он мог имитировать золото. В то время итальянцы испытывали огромное влияние его искусства, со всеми его пейзажами и деталями. Как известно, итальянские художники в пору Раннего Возрождения больше интересовались структурой, вопросами линейной перспективы, но не деталями - по крайней мере не в такой степени, как ван Эйк. Он скрупулезно и геологически верно передавал скалы, камни, много видов облаков, разные виды растений и т.д. Ван Эйк писал Луну, правильно изобразив ее поверхность. Она встречается в его работах несколько раз, но самые поразительные примеры - в изображении воинов Христовых в Гентском алтаре и в диптихе с "Распятием" из Музея Метрополитен. Насколько мне известно, другие художники тогда такого не делали. А ван Эйк сделал почти за 80 лет до Леонардо с его тремя рисунками лунной поверхности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Олег Мареев

Многие современные художники пытаются прийти к успеху без приложения минимальных усилий

0
1295
 Выставка  "Уходящая Русь"

Выставка "Уходящая Русь"

0
1320
 Выставка  "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников"

Выставка "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников"

0
1435
Вейсберг в поисках абсолюта

Вейсберг в поисках абсолюта

Дарья Курдюкова

На выставке "От цвета к свету" в Пушкинском музее

0
3435

Другие новости