0
920
Газета Экономика Печатная версия

29.12.2000

Будет ли построен трубопровод Баку-Джейхан?

Тэги: Грузия, Казахстан, нефть


ВО ВТОРНИК Грузинская международная нефтяная корпорация (ГМНК) и казахстанская нефтяная компания "Казтрансойл" подписали протокол о создании единой транспортной системы по доставке казахстанской нефти на мировые рынки. Об этом сообщил президент ГМНК Георгий Чантурия. По его словам, документ был подписан в ходе недавнего визита грузинской делегации в Астану, где прошли переговоры по вопросу транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В состав грузинской делегации входили, в частности, стратегический советник президента Грузии по энергетическим вопросам Эдвард Чоу и Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Азербайджане Зураб Гумберидзе.

Георгий Чантурия также сообщил, что в ходе визита президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву было передано послание руководителя Грузии Эдуарда Шеварднадзе, в котором предлагалось начать осуществление новой стратегии транспортировки энергоносителей из Казахстана. Данная стратегия предусматривает, в частности, присоединение к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан участка Актау-Баку, благодаря чему работающие в Казахстане нефтяные компании получат возможность доставлять нефть на побережье Средиземного моря.

Как отметил г-н Чантурия, осуществление предложенной стратегии будет способствовать созданию единой транспортной системы в регионе. В дальнейшем к ГМНК и "Казтрансойлу" планируют присоединиться Государственная нефтяная компания Азербайджана и турецкая компания BOTAS. "Основа для создания такой транспортной системы была заложена еще в 1998 году, когда президенты Грузии, Турции, Азербайджана и Казахстана подписали декларацию в поддержку проекта Баку-Тбилиси-Джейхан", - заявил президент ГМНК.

Ожидается, что в ходе первой стадии реализации проекта Казахстан в 2005 году будет предоставлять для транспортировки по нефтепроводу Баку-Джейхан 10 млн. тонн нефти. В дальнейшем объем казахстанской нефти может быть увеличен до 20 млн. тонн. При этом подчеркивается, что условия транспортировки нефти для добывающих компаний, работающих в Казахстане и Азербайджане, должны быть одинаковыми.

Характерно, что заявления после переговоров делали представители Грузии, а не Казахстана. Грузия вместе с Азербайджаном уже давно полностью поддерживают планы США по транспортировке каспийской нефти в обход России. Правда, у этих стран нет необходимого количества черного золота, поэтому они активно уговаривают Казахстан пустить нефть не через Россию, а через Грузию и Турцию. Пока руководители Казахстана очень осторожно высказывались по этому вопросу. Нурсултан Назарбаев говорит, что он поддерживает план диверсификации потоков экспорта казахстанской нефти. Однако он так и не дал точного обязательства по объемам прокачки нефти через Баку-Джейхан. И вот теперь представители Грузии заявляют, что получили согласие Казахстана на поставки нефти из Актау в Баку. Хотя подписание протокола трудно назвать окончательным обязательством.

Таким образом, судьба проекта Баку-Джейхан сейчас полностью находится в руках руководства Казахстана. Однако для транспортировки своей нефти Казахстан участвует в строительстве трубопровода КТК, который пройдет от месторождения Тенгиз на севере Каспия до порта Новороссийск. Этот нефтепровод будет введен в строй уже летом следующего года. Как сказал вице-президент компании "Казтрансойл" Каиргельды Кабылдин: "Казахстанская нефть пойдет по КТК. Сейчас мы добываем около 30 миллионов тонн нефти в год. В ближайшие годы мы планируем прокачивать по КТК 20 миллионов тонн нефти в год. К 2014 году мы планируем выйти на 50 миллионов тонн прокачки. Если же у нас будут дополнительные объемы нефти, мы рассмотрим альтернативные варианты доставки черного золота на мировой рынок. Возможно, мы будем поставлять ее танкерами в Баку для отправки по трубопроводу Баку-Джейхан". То есть транспортировка нефти в обход России откладывается на дальнюю перспективу. В таком случае непонятно, о каких 10 млн. тонн в 2005 году говорил представитель Грузии. Если же Казахстан нарушит свои обязательства по прокачке нефти через КТК, то ему придется заплатить серьезную неустойку. Получается, что у Казахстана нет никаких экономических причин помогать США в реализации их планов на Каспии. Хотя есть еще политические моменты. Посмотрим, что американцы смогут предложить Казахстану.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возобновившаяся бордеризация еще на несколько гектаров  уменьшила Грузию

Возобновившаяся бордеризация еще на несколько гектаров уменьшила Грузию

Юрий Рокс

Тбилиси попытается донести протестный голос до всего мира

0
1912
«Роснефть» и технологии XXI века

«Роснефть» и технологии XXI века

Сергей Никаноров

Почему компания стала лидером в области разведки и добычи нефти

0
4225
Нужна ли Грузии новая война

Нужна ли Грузии новая война

Александр Широкорад

США держат Тбилиси на грани конфликта

0
6601
У них

У них

Алекс Громов

1
629

Другие новости

Загрузка...
24smi.org