0
790
Газета Экономика Печатная версия

31.05.2007

Восточная труба ударит по нефтяникам

Тэги: транснефть, нефтепровод


Совет директоров «Транснефти» во вторник решил дополнительно выделить 6,8 млрд. руб. на строительство первой очереди трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Удорожание проекта, по мнению аналитиков, продолжится, поскольку все расходы «Транснефти» будут так или иначе покрыты за счет увеличения тарифов этой монополии. Единственным ограничителем для роста расходов на строительство ВСТО остаются тарифы железнодорожников, которые пока еще почти вдвое выше «трубопроводных».

«Нас только не устраивает, что стоимость проекта может превысить запланированную на этапе техническо-экономического обоснования», – заявил глава правительства Михаил Фрадков во время посещения строительства ВСТО в марте. Однако остановить рост расходов на ВСТО уже практически невозможно. Как известно, первоначальная стоимость первой очереди «восточной трубы» оценивалась в 6,6 млрд. долл., а весь проект – в 11,5 млрд. Однако сегодня специалисты «Транснефти» говорят совершенно о других расходах. В феврале в меморандуме к выпуску еврооблигаций «Транснефть» сообщала, что в 2006–2008 годах только на строительство первой очереди ВСТО планируется израсходовать около 300 млрд. руб., то есть более 11 млрд. долл. При этом последнее решение совета директоров «Транснефти» увеличивает бюджет ВСТО на 2007 год на 3,4% – до 205,5 млрд. руб.

Конкретные причины увеличения сметы ВСТО вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев в беседе с обозревателем «НГ» назвать отказался. По мнению независимых аналитиков, причин для удорожания строительства более чем достаточно.

«За последние месяцы стоимость труб для ВСТО увеличилась почти на 40%, и почти такой же рост наблюдается и по другим статьям сметы», – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его данным, первоначальная цена прокачки тонны западносибирской нефти до Китая составляла около 53 долл., а сегодня себестоимость транспортировки может превысить 100 долл. за тонну. Проект строительства «восточной трубы» Крутихин считает «политическим, а не экономическим», и какие-либо оценки его эффективности считает бессмысленными. «Чтобы окупить расходы по разбухающей смете ВСТО, «Транснефть» может ввести единый повышенный тариф на прокачку нефти для всех экспортных направлений», – считает Крутихин. По его словам, строители, как правило, не заинтересованы экономить в таких политически гарантированных проектах, как ВСТО.

«Относительно низкие тарифы на прокачку по сравнению с перевозкой по железной дороге создают практически неограниченный простор для увеличения расходов по ВСТО», – считает аналитик компании Financial Bridge Дмитрий Александров. По его словам, тариф на прокачку нефти по «восточной трубе» после увеличения ее мощности до 80 млн. т в год составит около 34 центов за тонну на каждые 100 км. В то же время железнодорожный тариф для перевозки тонны нефти на 100 км сегодня, как правило, превышает 60 центов. «Чтобы покрыть расходы на ВСТО, «Транснефть» скорее всего избирательно увеличит тарифы для отдельных направлений, из-за чего произойдет некоторое сближение трубопроводных и железнодорожных тарифов», – предполагает Александров. По его словам, руководство «Транснефти» склонно к диверсификации доходов компании и вряд ли пойдет на введение единого экспортного тарифа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На что обиделась "Транснефть"

На что обиделась "Транснефть"

Рустам Танкаев

Почему пресс-служба компании так болезненно отреагировала на публикацию в "НГ"

0
2563

Дизельная прорва

Рустам Танкаев

Продуктопровод Волгоград–Новороссийск как продукт дикого капитализма

1
2462

Другие новости

Загрузка...
24smi.org