0
958
Газета Экономика Печатная версия

15.06.2007

Денег больше – дорог меньше

Тэги: автодороги, минтранс


автодороги, минтранс Плачевное состояние российских дорог не способны исправить даже многомиллиардные средства.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Вместо одобрения планов строительства автодорог вчерашнее заседание правительства завершилось для Минтранса разгромом. Несмотря на финансовые вливания в отрасль, отдачи в виде увеличения количества автодорог члены Кабмина не увидели, а потому поручили главе министерства Игорю Левитину к 1 августа подготовить тщательнее проработанные документы. Для ускорения работы Фрадков пообещал Минтрансу «дать пендаля». «Бюджет выделяет огромные деньги на строительство дорог, но нет уверенности, что деньги не уйдут в песок – и мы не знаем, кто будет распоряжаться сотнями миллиардов рублей, – не скрывал возмущения премьер-министр. – Минтранс научился выбивать дополнительные бюджетные средства, но еще не знает, как ими распорядиться». Работа по реформированию дорожного хозяйства, по словам премьера, в Минтрансе «идет слабо», и объясняется это «слишком хорошей жизнью» чиновников, у которых уже определены все получатели дорожных подрядов, а «все тендеры – на мази». Другим поводом для недовольства главы правительства стала путаница в программных документах Минтранса. Даже опытные чиновники не смогли разобраться во взаимосвязи «Транспортной стратегии», федеральной программы «Развитие транспортного комплекса», ее подпрограммы «Развитие автодорог» и Концепции реформирования дорожного хозяйства. Однако более серьезное беспокойство министров вызвала неспособность нынешнего дорожного хозяйства эффективно распорядиться будущим дорожным бюджетом страны. По словам министра финансов Алексея Кудрина, с 2006 по 2008 год произойдет удвоение бюджетных затрат на строительство дорог. А с 2010 года суммарные затраты бюджетов всех уровней на строительство и содержание дорожной сети ежегодно будут превышать 380 млрд. руб. Впрочем, и этот уровень будет значительно ниже, чем обычная доля дорожных расходов в развитых странах, которые превышают 2,5–2,7% ВВП. «Сегодня по доле дорожных расходов Россия отстает не только от Белоруссии, но даже и от Монголии», – оправдывался Левитин.

«Кризис дорожного хозяйства вызван тем, что с 2000 года его финансирование сократилось в три раза, а затем восстановилось до прежнего уровня, при этом многие дорожные предприятия обанкротились, а оставшиеся уже не способны нарастить объемы строительства и часто занимаются откровенной халтурой», – заявил в беседе с «НГ» председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. И поддержал создание компании «Российские автомагистрали», которая, по замыслу Минтранса, станет основным распорядителем бюджетных средств. Эту идею поддержали и большинство членов кабмина, однако посоветовав более детально продумать организационную форму компании, которая может быть создана в форме унитарного предприятия или акционерного общества. Но существует опасность, что увеличение финансирования может привести к сокращению физических объемов строительства. По данным ведомства, за последние годы цены на щебень и битум выросли в 3–4 раза, тогда как бюджеты на строительство в лучшем случае удвоятся.

О рисках роста себестоимости строительства говорят и опрошенные «НГ» эксперты. «Она в России пока еще ниже, чем в Европе и США, однако в ближайшие годы это ценовое преимущество будет потеряно», – считает замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Относительно невысокая себестоимость дорожного строительства в России, по его мнению, объясняется низкой стоимостью рабочей силы, использованием низкокачественных материалов и небольшими объемами природоохранных мероприятий. Кроме того, даже в случае применения импортной техники технологические требования при строительстве, как правило, не соблюдаются. Что же касается объема хищений и приписок в дорожном строительстве, то оценки высказываются разные. «Скорее всего они превышают 20% всех официальных расходов», – считает Микаелян. «Сегодня структура расходов на дорожное строительство в России непрозрачна, – считает эксперт по техническому надзору инжиниринговой компании «2К» Станислав Даскаль. – Ранее существовал Федеральный дорожный фонд, куда стекались все дорожные налоги, оттуда полученные средства шли на ремонт и строительство дорог. В 2001 году фонд был упразднен, и проблема строительства дорог легла на региональные власти. При этом структура расходов на дорожные нужды, как и доходов по дорожным налогам, стала размыта. В итоге за несколько лет финансирование дорожного хозяйства сократилось более чем в три раза, что привело к значительному ухудшению состояния дорог в России». Несмотря на плачевную ситуацию, правительство упорно не желало возвращать убыточный для федерального бюджета дорожный фонд.

В октябре прошлого года выяснить ситуацию пытался президент РФ Владимир Путин на прошедшем в Ярославле заседании Госсовета. Там впервые заговорили о создании крупных компаний, которые должны следить за состоянием дорог в России. Естественно, подразумевалось, что холдинги не будут работать задаром. Фактически государство вернулось к идее Федерального дорожного фонда, однако из убыточного новый фонд должен превратиться в прибыльный. В целом же, как отмечают эксперты, очевидны попытки государства превратить убыточные сферы хозяйства в прибыльный бизнес. Так, вечно убыточный ЖКХ правительство решило передать в управление товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые получают прибыль, оказывая коммунальные услуги населению. Процесс передачи идет медленно, но все же продвигается. Результаты в дорожном хозяйстве также станут видны не сразу, но главное, что государство занялось дорогами всерьез.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Что тянет к земле российский дрон-рейсинг

Что тянет к земле российский дрон-рейсинг

Николай Ряшин

Беспилотники оказались в сфере ответственности сразу нескольких министерств и агентств, но отрасль тормозят пробелы в законах и отсутствие единой стратегии развития

0
1175
Минтранс прогнозирует рост стоимости авиатоплива к концу года на 30%

Минтранс прогнозирует рост стоимости авиатоплива к концу года на 30%

0
436
Медведев поручил Минтрансу и МВД изучить возможность изменения методики расчета показателей смертности в ДТП

Медведев поручил Минтрансу и МВД изучить возможность изменения методики расчета показателей смертности в ДТП

0
783
Скоростные магистрали в РФ  в 10 раз медленнее китайских

Скоростные магистрали в РФ в 10 раз медленнее китайских

Анатолий Комраков

Новые министры не прояснили перспективы инфраструктурных проектов

1
5141

Другие новости

Загрузка...
24smi.org