0
1902
Газета Экономика Интернет-версия

14.05.2008 00:00:00

Стране пообещали революцию зарплат

Тэги: зарплата, бюджетники, госсектор


Власти готовятся сломать зарплатные стереотипы россиян о том, что в госсектор люди идут работать либо в расчете на взятки, либо изначально смирившись с нищенским существованием. В ближайшие годы заработки бюджетников догонят зарплаты в частном секторе. Об этом вчера заявил замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов.

Опережающий рост госзарплат будет учитывать вклад работника в конечный результат работы бюджетного учреждения. Впрочем, уже свершившийся ранее бурный рост зарплат в сфере госуправления не повысил качества работы чиновников. Поэтому и рост зарплат остальных бюджетников может увеличить госрасходы, но не улучшит качество работы госсектора.

«Мы надеемся, что в ближайшее время достигнем уровня заработной платы в бюджетной сфере, который будет соответствовать внебюджетным секторам», – заявил ИТАР-ТАСС замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов на встрече представителей министерств труда и занятости стран «большой восьмерки» в Японии. «Если у нас средняя зарплата по экономике 19 тысяч рублей, а в бюджетной сфере где-то на уровне 10 тысяч, то с переходом на новую систему оплаты в бюджетной сфере она будет равна той, какая есть в экономике», – пообещал Сафонов.

По данным Росстата, в последние пять лет доля занятых в государственном и муниципальном секторе сократилась с 36,9% до 32,8% от общего числа работающих. Соответственно увеличилась и доля занятых в частном секторе – с 50 до 55,4%. Остальные граждане работали на совместных предприятиях или находящихся в собственности общественных организаций.

При этом в сфере образования средняя зарплата составляла около 66% от средней по экономике. Заработки в здравоохранении и сфере социальных услуг превышают 75% от средних по экономике. Однако в сфере госуправления и обеспечения безопасности средние заработки почти на 25% выше, чем в среднем по экономике. Таким образом, выравнивание средних зарплат в частном и бюжетном секторах коснется главным образом низкооплачиваемых категорий, но отразится и на окладах чиновников, которые не захотят отставать от общей тенденции.

Опережающий рост зарплат бюджетников, по словам замглавы Минздравсоцразвития, должен помочь решить две проблемы. «Первая – обеспечить более эффективное использование кадрового потенциала с точки зрения оптимизации его численности, а вторая и главная – создать условия для повышения зарплаты в бюджетной сфере более высокими темпами и увязать доход с вкладом в конечный результат деятельности бюджетного учреждения», – отмечает Сафонов.

Внедрение новой системы оплаты для бюджетников, по словам чиновника, является «серьезной новацией для России, поскольку теперь реально возникают договорные отношения между работодателем в лице руководителя бюджетного учреждения и работником». «Трудовой договор приобретает индивидуальные характеристики. У нас теперь не будет уравниловки, и каждый работник сможет получать более высокий оклад, если он трудится эффективно, более производительно и более качественно», – заметил Сафонов.

Заметим, что недавние надежды чиновников на то, что рост зарплат госслужащих заставит их трудиться «более производительно и более качественно», пока не оправдались. Так, например, утвержденная Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах предполагала снизить долю издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке с 8,5% в 2005 году до 5% к 2008 году. Однако, по данным объединений предпринимателей, заметного сокращения издержек не произошло.

Рост зарплат чиновников как часть административной реформы должен был повысить эффективность госуправления, снизить коррумпированность аппарата и повысить доверие граждан к государственным институтам и госслужащим. Утверждая в 2005 году Концепцию административной реформы, правительство отмечало, что более 71% россиян отрицательно оценивают работу госслужащих по оказанию государственных услуг. При этом более 76% респондентов сталкивались с коррупцией в госаппарате. И хотя с 2005 года заработки чиновников выросли и даже значительно превысили среднюю по экономике, коррупция в госаппарате не сократилась – так же как не выросла эффективность госуправления. В частности, в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия традиционно попадает в число 25% стран с наихудшими показателями качества институтов и качества государственных услуг.

История с ростом зарплат всех бюджетников может повторить историю с повышением окладов чиновникам, за которым не последовало адекватного повышения качества и эффективности. Если в частном секторе фонд оплаты труда напрямую зависит от эффективности работы предприятия, то в бюджетной сфере такие ясные критерии отсутствуют. Более того, в России пока не удалось выработать бесспорных показателей, по которым можно было бы судить о вкладе каждого работника в конечный результат деятельности учреждения, о котором говорит Александр Сафонов.

Не зависимое от результата увеличение заработков в госсекторе создает ложные стимулы для молодежи, которая выбирает место работы между частными и государственными предприятиями. Зачем участвовать в острой конкуренции и выкладываться на 100% на частном предприятии, когда можно получать практически те же деньги в более спокойном госсекторе? Таким вопросом задаются сегодня практически все выпускники вузов и даже школ, многие из которых предпочитают теплые места в госсекторе. При этом государственная служба привлекает молодежь не только растущими заработками, но и перспективой солидных коррупционных доходов, которые стали неотъемлемой частью госуправления.

Увеличение доходов низкооплачиваемых бюджетников – это необходимая мера. Однако она неизбежно ударит и по частному сектору, где сегодня производится около 60% ВВП страны. Отток кадров в бюджетную сферу неизбежно приведет к увеличению издержек частных предприятий и вряд ли повысит их конкурентоспособность. Впрочем, возможный масштаб этой проблемы пока неясен.

«Опасность оттока кадров из частного сектора в бюджетный есть, но только на локальном уровне. В целом же по стране численность занятых в госсекторе вряд ли увеличится», – считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, в развитых странах работники госсектора живут в целом не хуже остальных, однако за получение рабочего места в нем идет острая конкуренция. Такую же ситуацию, по мнению Гонтмахера, нужно создать и в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1109
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
728
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
845
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1048

Другие новости