0
1505
Газета Экономика Интернет-версия

26.11.2008 00:00:00

США напугали Европу поддержкой автопрома

Тэги: сша, европа, кризис, автопром


сша, европа, кризис, автопром Николя Саркози обеcпокоен судьбой европейского автопрома.
Фото Reuters

Президент Франции Николя Саркози потребовал поддержать европейские автоконцерны в противовес планам администрации США выделить на спасение американских автогигантов 25 млрд. долл. В случае, если Вашингтон выделит деньги и спасет от краха свою автомобильную промышленность, конкуренты американцев из Европы и Азии окажутся в проигрыше. Мало того, что они вынуждены приспосабливаться к резкому сокращению спроса на свою продукцию, так еще и рухнут надежды на минимизацию потерь от кризиса путем увеличения доли на рынке за счет краха американского автопрома.

«Мы не оставим их на произвол судьбы, – заявил Саркози, подтвердив намерение оказать поддержку собственным автопроизводителям. – Нельзя допустить, чтобы в то время, когда США стоят на грани выделения 25 миллиардов долларов своим производителям, европейцы бездействовали и даже еще более увеличивали нагрузку на европейскую автопромышленность, вводя новые экологические нормы». Во что конкретно выльется объявленная поддержка, он не уточнил.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что пока не знает, как именно следует реагировать на программу правительства США в поддержку американской автопромышленности. «Мы не хотим вводить искажающие конкуренцию меры и не можем проводить простое субсидирование промышленности», – заявила она после встречи.

Между тем 700-миллиардный план спасения экономики, предложенный главой Минфина США Генри Полсоном, не предусматривал поддержку отечественного автопрома, и прежде всего «большой тройки» – General Motors, Ford и Chrysler, – остро нуждающихся в оборотных средствах. Однако демократы намерены добиться включения этой статьи в антикризисный план до наступления нового года. К этому их подталкивают неутешительные показатели: финансовые трудности вынудили GM отказаться от покупки третьего по величине автоконцерна США – Chrysler – и обратиться совместно с Ford и Chrysler к правительству США за финансовой помощью. По итогам третьего квартала GM сократил мировые продажи на 11,4%, при этом продажи в США упали на 45%. За январь–сентябрь 2008 года компания потеряла 21 млрд. долл. В ноябре ее акции упали на 23% – до минимального уровня более чем за 60 лет, а в 2009 году, по оценкам экспертов, у нее просто могут закончиться средства к существованию. Потери Ford в третьем квартале составили почти 3 млрд. долл.

Не менее жестко кризис обошелся и с европейцами: концерн Opel рапортовал о снижении в октябре на 25% продаж в Европе и попросил правительство Германии предоставить гарантии по кредитам в размере 500 млн. евро. Британские автопроизводители Jaguar и Land Rover, принадлежащие индийской Tata, обратились к английскому правительству с просьбой о выделении почти 1,5 млрд. долл. финансовой помощи.

По мнению экспертов, эмоциональное заявление французского президента может быть реакцией на крушение планов европейских концернов выйти в лидеры на плечах американцев. «Скорее всего в Европе надеялись, что крах автопрома в США подстегнет рост продаж европейских производителей по всему миру, – пояснил «НГ» один из аналитиков отрасли. – Но теперь, когда американцы подошли вплотную к вопросу о выделении помощи своим концернам, европейские планы подвергаются корректировке, что и вызывает столь нервную реакцию».

В то же время аналитик ФК «Уралсиб» Анна Куприянова считает, что если США поддержат свой автопром, то это не ударит по их европейским и азиатским конкурентам. «Сегодня речь идет о выживании компаний, а не о том, что они стремятся занять ту или иную часть рынка, – отмечает эксперт. – Поэтому говорить о каких-либо промышленных войнах не стоит».

«Если честно, пока не совсем понятно, в чем суть самого плана поддержки американского автопрома, – сомневается аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. – Пока цифры достаточно аморфные – 25 миллиардов долларов. Но почему не 250 миллиардов долларов? Смысл выхода из кризиса в том, чтобы работала вся цепочка и производитель находил бы своего потребителя. Наверное, лучшим вариантом было бы оказать помощь банкам в удержании ставок по автокредитам». Так что 25 млрд. долл., по его мнению, это даже не помощь, а государственная поддержка операционных расходов компаний, которой хватит в лучшем случае на 2–3 месяца. Причем на конкурентах эта помощь не отразится. «Что же касается эмоциональных заявлений Саркози, то они скорее всего носят упреждающий характер, – считает Козицын. – Европейские концерны с кризисом по большей мере пока не столкнулись, но проблемы наверняка будут, отсюда и тревоги по этому поводу».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
644
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
751
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
489
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
120

Другие новости