0
1265
Газета Экономика Печатная версия

25.02.2009

Образование – лучший способ борьбы с безработицей

Тэги: кризис, обучение, образование

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"


кризис, обучение, образование Аудитории не поредеют: для вузовских кредитов предлагается выделить 21 миллиард рублей
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Вчера правительственная комиссия по повышению устойчивого развития экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассматривала вопросы, связанные с антикризисными мерами. И в частности, как лучше использовать возможности образования для преодоления роста безработицы.

«Образование – хороший способ для сокращения роста безработицы, – сказали «НГ» в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, – но предлагаемые нашим Экспертным советом меры по преодолению кризиса вряд ли можно назвать реформами». Как раз накануне прошли сообщения о том, что Экспертный совет при правительственной комиссии под руководством Игоря Шувалова готовит радикальные предложения, способные притормозить развернувшиеся реформы в образовании. Среди существенных предложений назвали введение двенадцатилетки в школах, расширение возможностей бесплатного обучения в вузе по программам дополнительного образования и магистратуры, отмену запрета для двоечников учиться в вузе даже платно, скидку на обучение и рассрочку платежей за обучение для платных студентов. Экспертный совет предлагает экстренное субсидирование учебных заведений для удержания студентов-платников (66% учащихся вузов и 33% – техникумов). С одной стороны, вузы обяжут предоставлять студентам 25-процентную скидку на обучение, а для учащихся, взявших кредит, будет внедрена схема отсрочек по типу ипотечной (в случае потери заемщиком работы). С другой – 80% платы за обучение в этой схеме должно взять на себя государство. На семьи же, согласно проекту, ляжет лишь выплата процентов после восстановления определенного уровня доходов.

Кое-что из предложенного давно принято Минобразнауки как руководство к действию. Например, изыскание возможностей платы за обучение для платных студентов, испытывающих материальные трудности, или расширение возможностей бесплатной магистратуры. Но некоторые новые предложения вызвали недоумение у чиновников министерства. Ведь введение 12-летки выглядело бы странной антикризисной мерой. 12-летка потребует переписывания стандартов, печатания новых учебников, переобучения учителей, изыскания дополнительных «квадратных метров». На все это нужны значительные финансовые средства.

Как пояснили «НГ» в секретариате Шувалова, в Экспертный совет при правительственной комиссии приходит множество самых разных предложений. Задача совета найти во всей этой массе рациональное зерно. «Предложения – подольше задержать молодежь в высших учебных заведениях – не лишены смысла, – ответили нам. – По окончании кризиса экономика получит хорошо подготовленных специалистов, способных сразу же включиться в работу. Чем это плохо?» Но насчет 12-летки в секретариате ничего определенного сказать не смогли.

Еще одна часть мер, предложенных для рассмотрения правительственной комиссии, инициирована скорее всего коммунистами, и в частности, членом профильного комитета Госдумы РФ от КПРФ Олегом Смолиным. Некоторое время назад, по словам депутата, он отправил на рассмотрение правительственной комиссии свои предложения по частичному свертыванию реформы образования из-за кризиса. По мнению Смолина, сокращение числа филиалов вузов, равно как и установление нижней планки количества набранных баллов по единому государственному экзамену для приема в вуз, почти самоубийственно для государства во время кризиса. Такие меры вытолкнут значительную часть молодых на улицу и лишат немало преподавателей законного куска хлеба.

В развитие темы трудоустройства молодых остается добавить, что численность зарегистрированных в российских органах занятости безработных составила 1 млн. 807 тыс. человек и за последнюю неделю увеличилась на 72 тыс. Такие данные по безработице привел вице-премьер правительства РФ Александр Жуков чуть больше недели назад. Если дела пойдут такими темпами и дальше – у молодых людей окажется все меньше шансов встроиться в трудовой процесс. И тогда молодежь надо будет чем-то занимать. А это трудно. Тем более что кризис продлится не один день, и пережить его россиянам будет непросто: за сытые 2000-е годы россияне стали гедонистами. К такому выводу пришли психологи Надежда Лебедева и Александр Татарко, сотрудники лаборатории социально-психологических исследований Высшей школы экономики.

Кроме того, по данным их исследований, за последние три года у молодежи значительно снизилась установка на экономическую самостоятельность. А согласно другим исследованиям Высшей школы экономики, всего 49,6% россиян работают по специальности, указанной в дипломе, или близкой к ней. Среди тех, кто не работает по специальности, больше людей сдвинулись по профессиональному статусу не вверх, а вниз. Четверть выпускников вузов получили (по определению ВШЭ) избыточное образование – они заняты на рабочих местах, которые не требуют имеющейся у них согласно диплому квалификации.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
998
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
935
На гуманитария лучше учиться в Москве

На гуманитария лучше учиться в Москве

Елена Герасимова

Порог для поступления в медицинские вузы постепенно снижается

0
857
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
1101

Другие новости

Загрузка...
24smi.org