0
1494
Газета Экономика Интернет-версия

03.06.2009 00:00:00

Иномарки борются за место в модельном ряду

Тэги: автопром, путин


автопром, путин Глава Nissan Карлос Гон не ожидал, что получит в качестве персонального водителя Владимира Путина.
Фото Reuters

Вчера под Санкт-Петербургом открыт новый завод Nissan, который будет выпускать седаны бизнес-класса Teana и внедорожники X-Trail. По мнению экспертов, ставка Nissan на выпуск автомобилей в России, ориентированных на состоятельных покупателей, почти беспроигрышна. В то время как попытка выйти на российский рынок с бюджетными моделями в условиях кризиса обречена на провал. Сегодня падение производства автомобилей в стране составило от 40 до 75% в зависимости от марки и производителя.

Церемония открытия нового завода японского автоконцерна Nissan прошла в присутствии премьера Владимира Путина. Это была своего рода антикризисная терапия для российского автопрома, переживающего тяжелые времена. С января по март выпуск автомобилей снизился на 65%. При этом производство грузовиков в России упало на 75%, легковых автомобилей – на 62,8%.

Негативная статистика губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко не смущает. Вчера она с гордостью заявила, что открытие нового автозавода является ответом экономическому кризису. «Кризис – явление временное, а потенциал России, возможности нашего огромного рынка, его перспективы останутся», – заверила японских партнеров Матвиенко, с пафосом добавив, что «наши совместные действия были такие же надежные, как и двигатели автомобилей завода Nissan». В свою очередь, Путин лично протестировал только что сошедшую со сборочного конвейера автомашину Nissan Teana. «Машина хорошая, качественная, красивая», – подвел итог тест-драйву премьер.

У других автопроизводителей, выпускающих для российского рынка «хорошие, качественные и красивые» машины, поводов для оптимизма осталось не так много. По оценкам участников рынка, в сегменте легковых автомобилей серьезнее всего сократились объемы производства отечественных машин – на 71,6%, тогда как выпуск иномарок снизился на 49,3%. В лидерах падения среди иностранных автопроизводителей оказались заводы, выпускающие в России иномарки вне режима промсборки, на которых снижение объемов производства составило 70–80%.

Автозаводы, которые выпускают иномарки в режиме промсборки, сократили выпуск машин примерно на треть. Кризис пока обходит стороной лишь два завода – Volkswagen в Калуге и Toyota в Санкт-Петербурге. В частности, у Volkswagen по итогам первого квартала рост продаж составил 46%, но это по нынешним кризисным для российского автопрома временам можно считать исключением, чем правилом. Но сворачивать производство в России иностранные автоконцерны не намерены, чтобы не потерять огромный рынок, в будущее которого они хотели бы верить.

У Nissan, планирующего выпускать в Петербурге до 50 тыс. машин в год, имеются достаточно высокие шансы занять собственную нишу на российском рынке. По мнению исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, успех японскому концерну обеспечивает выбор моделей, которые будут собирать на новом заводе. Седаны бизнес-класса Teana и внедорожники X-Trail рассчитаны на покупателей с уровнем доходов выше среднего. В частности, Teana российской сборки у автодилеров будет стоить от 985 тыс. до 1,443 млн. рублей (около 50 тыс. долл.) в зависимости от комплектации.

Однако эксперт уверен, что высокая цена на Teana не остановит желающих приобрести этот автомобиль. Но проект Nissan был бы обречен, если бы компания попыталась выйти на российский рынок с бюджетными моделями, спрос на которые сегодня упал, считает Коровкин. Впрочем, правило, что престижная иномарка непременно найдет покупателя, работает не всегда. Например, продажи недоступных среднему классу автомобилей Audi в январе–апреле снизились в России на 14%. Таким образом, и проект Nissan тоже сопряжен с рисками.

Будущее отечественного автопрома, по мнению Коровкина, пока выглядит неопределенным. Все зависит от мировых цен на нефть, а также от ситуации в строительной отрасли и ряда других факторов, считает эксперт. Если этим летом нефть продолжит дорожать, а строительство продемонстрирует тенденции к росту, то спад у автопроизводителей прекратится. «В этом случае автопрому потребуется на восстановление год», – считает Коровкин.

«В связи с дефицитом ликвидности и потерей финансовой устойчивости практически все автомобильные производители скорректировали производственные планы», – говорит партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. Среди основных задач реализации антикризисных планов предприятий были выделены снижение издержек, рассрочка долга перед поставщиками, реструктуризация банковских кредитов.

Стенли Рут убежден, что у российского автопрома есть потенциал для возобновления роста за счет девальвации рубля, низких цен на сырье и рабочую силу. К тому же создание производств автокомпонентов высокого качества делают перспективным открытие новых автосборочных заводов именно в России, говорит Рут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Центробанке не увидели системных рисков в четырехдневке

В Центробанке не увидели системных рисков в четырехдневке

Анастасия Башкатова

Трудовые коллективы в промышленности хотели бы зарабатывать, но им не дают

0
1143
Союзники США опасаются, что Аляска станет "новой Ялтой"

Союзники США опасаются, что Аляска станет "новой Ялтой"

Геннадий Петров

Юрий Паниев

Лидеры ведущих стран НАТО и руководство ЕС предупредили: судьба Украины не может решаться без Украины и Европы

0
1429
Спрос на российскую нефть сместился в Азию

Спрос на российскую нефть сместился в Азию

Ольга Соловьева

Заменить поставки углеводородов в Китай и Индию будет непросто

0
1283
Неэффективность монетарной политики ЦБ доказана на практике

Неэффективность монетарной политики ЦБ доказана на практике

Михаил Сергеев

Рост цен замедляется, несмотря на снижение ключевой ставки и повышение тарифов

0
1381

Другие новости