0
1011
Газета Экономика Интернет-версия

26.03.2010 00:00:00

Стояние на "Дону"

Тэги: россия, дороги, транспорт, пробки


В декабре прошлого года тысячи автомобилей стояли в гигантских пробках в Ростовской и Воронежской областях на федеральной трассе «Дон». Летом, когда нет снега, на трассе тоже пробки и постоянные аварии. Министерство транспорта каждый год обещает ускорить реконструкцию одной из важнейших магистралей России, однако дорога по-прежнему, несмотря на солидное финансирование, пребывает в плачевном состоянии.

«Дон» является жизненно-важной трассой, соединяющей Центральную Россию и с южными регионами страны. В реальности же это устаревшая дорога с мизерной пропускной способностью и длиной в 1543 километра. В некоторых ее местах – например, в Воронежской и Ростовской областях (от границы области до Каменск-Шахтинского) – федеральная автотрасса представлена вообще только одной полосой в каждом направлении (всего две полосы).

С приходом зимы автомагистраль превращается в головную боль для МЧС. При самом небольшом снегопаде трасса моментально забивается автомобилями. Если же снегопад сильный, то пробку приходится разгребать при помощи тяжелой военной техники.

В декабре 2009 года в снежном плену в пробках в Воронежской и Ростовской областях оказалось более 15 тыс. автомобилей, а саму трассу пришлось перекрывать на протяжении почти 100 километров. Точно такая же ситуация была и в 2005 году – тогда из-за снегопада дорога тоже вышла из строя. Тогда в пробках, растянувшихся на десятки километров, стояло почти 20 тыс. автомобилей. Вызволять водителей из снежного плена пришлось с помощью танков, снабженных отвалами.

Летом на трассе М-4 ситуация не лучше. В августе – в разгар сезона отпусков – на ней стандартно образуются гигантские пробки. Только в Краснодарском крае в 2005 году длина пробок достигала нескольких десятков километров. Пропускная способность дороги в Воронежской, Ростовской, Липецкой областях и Краснодарском крае составляет всего 4 тыс. автомашин, тогда как летняя нагрузка может доходить уже до 50 и даже 70 тыс. автомашин в час. Ведь с момента своей постройки в 60-х годах прошлого века трасса вообще ни разу не реконструировалась.

Проблемой «Дона» в Министерстве транспорта озаботились еще в начале 2000-х годов. Несколько лет было убито на подготовку документации по реконструкции дороги, затем на 2005–2007 годы была принята целевая программа. Ежегодно на эти цели Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) получало более 5 млрд. руб. Было начато строительство окружной дороги вокруг Ельца (52 километра), которое до сих пор не завершено. Не построены запланированные тогда третья полоса в Краснодарском крае и мост через реку Сосну в Липецкой области.

В 2007 году Минтранс увеличил бюджеты на реконструкцию трассы. На 2007 год было запланировано инвестировать из госбюджета 7 млрд., на 2008-й – 5,8 млрд., на 2009 год – 11 млрд. руб. В мае 2007 года планы были пересмотрены – на 2008–2010 годы государство выделило уже 55 млрд. руб. Чуть позже, в августе того же года, только на реконструкцию трассы от Москвы до Краснодара в 2008–2009 годах было запланировано уже 90 млрд. руб.

Казалось бы, государство больше инвестирует, следовательно, трасса должна на глазах превращаться в современную магистраль. В реальности же результаты пока более чем скромные. В 2007 году предполагалось построить четырехполосную дорогу до Краснодара к 2010 году. Вместо этого строители успели довести четырехполоску только до города Ефремова в Тульской области, а также реконструировать часть трассы в Воронежской области и Краснодарском крае.

Это означает, что весь план по превращению «Дона» в трассу первой категории с двумя полосами в каждом направлении к 2014 году рухнул. Важность этого проекта заключалась и в том, что реконструкция автомагистрали была предусмотрена под зимнюю Олимпиаду, которая должна проводиться в Сочи. По задумкам Минтранса, расширенную дорогу должны были к 2012 году довести до Краснодара, а затем реконструировать ее до Новороссийска и далее на юг. Очевидно, что сроки придется снова переносить.

Неэффективность управления дорожным строительством у Минтранса оборачивается не только срывом важных национальных проектов, но и ежегодным ущербом для экономики. Строители из Росавтодора за последние 10 лет строят все меньше и все дороже. Если в 2000 году в России было построено 6 тыс. километров новых автодорог, то в 2008 году в эксплуатацию ввели лишь 2,4 тыс. километров. При этом бюджеты на строительство выросли более чем в три раза.

Для рядовых автовладельцев бесхозяйственность Росавтодора и Минтранса оборачивается долгими часами стояния в пробках, повышенной аварийностью и отвратительным качеством дорог. По данным начальника управления эксплуатации автотранспорта Федерального дорожного агентства Сергея Костина, ежегодный рост количества ДТП на всех дорогах России составляет около 19%.

При этом лишь треть федеральных дорог соответствует нормативам, а свыше трети работает в режиме катастрофической перегрузки – старые однополосные дороги просто не справляются с возросшим трафиком. И если протяженность федеральных трасс в стране составляет лишь 6% от общей длины дорог с твердым покрытием, то по аварийности их доля почти в два раза выше – около 11%.

Впрочем, у чиновников в Минтрансе есть спасительная идея, как уменьшить поток автомашин на дороге, заработав на этом денег. В ноябре прошлого года была создана корпорация «Российские автомобильные дороги», которая будет управлять платными трассами. В них будут переводить в первую очередь уже имеющиеся автомагистрали.

Так, на трассе «Дон» в Краснодарском крае на участке между Краснодаром и Новороссийском, а также от границы Ростовской области и до Выселковского района с водителей будет взиматься плата в размере 1 руб. с легкового автомобиля за один километр. С краснодарцев за путешествие к морю туда и обратно государство будет брать 300 руб. С грузовиков еще больше. Ведь денег на строительство дорог в стране катастрофически не хватает – сколько бы федеральный бюджет ни перечислил Минтрансу, все равно его структуры строят все меньше и все хуже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1662
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4148
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2287
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2587

Другие новости