0
1969
Газета Экономика Интернет-версия

21.07.2011 00:00:00

Туристическая отрасль на грани нового срыва

Тэги: туризм, кризис


туризм, кризис Нестабильность в Северной Африке вынуждает наших туристов искать пляжный отдых в Европе.
Фото Reuters

Представители туристической отрасли выступили вчера с тревожным предупреждением. Российская туриндустрия на грани нового кризиса. Только теперь это будет кризис не турпотоков, а рентабельности. Не последнюю роль в нем сыграли египетские потрясения, которые разожгли аппетит к наживе у турецких туроператоров. Чтобы восстановить пошатнувшийся в результате ценовых игр спрос, компании вынуждены сейчас снижать цены или уходить с рынка. Это снижение в будущем рикошетом ударит по потребителям новым подорожанием туров.

На первый взгляд ситуация с выездным туризмом в России изменилась этим летом по сравнению с летом прошлого года незначительно. Конъюнктура спроса осталась прежней, сообщила вчера «НГ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

«На первом месте с точки зрения спроса находится Турция, далее в порядке убывания туристического интереса следуют Греция, Испания, Болгария, Египет, Хорватия, Кипр, Таиланд, Черногория», – сообщила Ломидзе. Пожалуй, единственным серьезным исключением, по ее словам, стал Египет, который по летнему спросу переместился со второго-третьего места на четвертое-пятое. «Спрос на Египет сейчас примерно на 35–40% ниже, чем было в аналогичном периоде прошлого года. И это объяснимо», – уточняет Ломидзе, ссылаясь на недавние политические потрясения Египта. Нестабильность же в Греции на спросе россиян совсем не сказалась.

Но при более детальном рассмотрении становится ясно, что на самом деле туротрасль России пережила серьезную метаморфозу – прежде всего в вопросах стоимости туров. Сначала цены на летние туры прогнозировались высокими, превышение показателей прошлого года ожидалось на уровне 15–20% – указывают в АТОР. Это было связано с резким подорожанием туров в Турцию, которая стала поднимать цены на фоне североафриканских потрясений. «Спрос на летние туры в Турцию уже весной был высоким», – поясняет Ломидзе. Также скачок цен был связан с подорожанием топлива, которое произошло сначала планово в апреле, а потом – внепланово – в мае. Такой расклад в итоге отпугнул потребителей, и с начала лета стало понятно, что спрос оказался ниже, чем предложение, практически на всех туристических направлениях. Участникам рынка пришлось корректировать свои программы. И уже в результате этой корректировки мы и получили довольно щадящие по стоимости туры. «Потребители от всего этого выиграли, – говорит Ломидзе. – Потому что для них цены оказались в некоторых случаях на 20–30% ниже, чем в прошлом году». В проигрыше осталась туротрасль, которая начинает балансировать на грани рентабельности.

Хотя некоторые эксперты оценивают рост цен на путевки несколько иначе. «В этом году цены повысились на 5–15% в зависимости от направления. И связано это с удорожанием авиабилетов, стоимость перелета составляет от 30 до 70% стоимости всего тура», – обращает внимание эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева.

В АТОР напомнили: прошлый – послекризисный – год стал в России рекордным по выездному турпотоку: «Показатели по количеству обслуженных туристов перекрывали показатели 2008 года практически на всех направлениях за редким исключением. В этом году прирост потока тоже будет. Правда, уже не на 25%, а на 5–7% относительно прошлого года». То есть в этом году особых проблем с выездными туристами быть не должно. Но проявится в полной мере другая проблема – снижение рентабельности российского турбизнеса.

С одной стороны, еще рано судить, что принесет российской туротрасли 2011 год в целом. Ведь впереди самый активный и хлебный для рынка месяц – август. «Но, с другой стороны, глубины продаж нет, поэтому в зимний сезон скорее всего компании войдут с минимальной прибылью. Хорошо, если она вообще будет. Не исключено, что часть компаний закроется», – предупреждает Ломидзе. По ее словам, это произойдет без последствий для клиентов. Точнее – негативные последствия наступят не сразу. Если отрасль начнет проседать и количество участников рынка сократится, то рано или поздно цены все же подскочат. «Они станут реальными, и для потребителя это будет означать беспрецедентное подорожание, – делает вывод Ломидзе. – Но произойти это может не раньше следующего сезона».

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, в свою очередь, вчера добавил: конъюнктура рынка стремительно меняется, что связано и с социально-политическими потрясениями в странах Северной Африки, и с европейским финансовым кризисом. «В настоящее время большой поток российских отдыхающих перенаправлен сегодня в Турцию, несмотря на негативный фон, вызванный отравлениями и болезнями наших туристов в этой стране», – поясняет эксперт.

Судя по всему, в этом сезоне для россиян предпочтительнее становится Европа – в Египте летом слишком жарко, к тому же непонятна ситуация – в сентябре там должны пройти новые выборы. «В результате более чем 30-процентный рост показывает Греция, где к тому же в среднем цены на путевки упали здесь примерно на 10%. И это не считая различных спецпредложений, – перечисляет Барзыкин. – Кипр по итогам первого квартала показал рост более чем на 60%, Италия за этот же период – плюс 44%, стабильно растет Испания. При этом по ценам ситуация в среднем не изменилась».

От возможного кризиса отечественная туристическая отрасль, конечно, не застрахована, добавляет эксперт. Однако, по его мнению, каких-то особых глобальных потрясений ждать все же не стоит.

Тезис о назревающих проблемах в аккуратных формулировках поддержала директор московского офиса компании «Туринфо группа РФР» Светлана Фоменко. Она уточнила, что рентабельность отрасли снижается везде – не только в России, но и в Великобритании, Германии и т.д. Этот процесс начался не вчера, он был спровоцирован экономическим кризисом 2008 года. Некоторые туркомпании и операторы – даже с десятилетним опытом работы – начали уходить с рынка, сокращаются авиаперевозки. Неизбежен в будущем и рост цен для потребителей.

Правда, по словам Фоменко, цены на туры растут обычно в соответствии с общей инфляцией, и тут нет ничего удивительного. Исключение составляет, пожалуй, только Турция, которая из-за Египта небывало задрала стоимость туров. На ее фоне другие туристические направления стали намного доступнее, однако внешняя дешевизна порой оборачивается плохими условиями отдыха, предупреждает Фоменко: «Например, качество сервиса в Египте значительно ухудшилось по сравнению с тем, что было до политического кризиса. Это сказывается на инфраструктуре отелей – на питании, сервисе, персонале».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1983
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
951
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4679
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3616

Другие новости