0
2363
Газета Экономика Печатная версия

27.09.2011

Хитрости государственной рекламы

Тэги: пенсия, школа, образование


пенсия, школа, образование Глава Пенсионного фонда Антон Дроздов рассказывает о механизмах приумножения накопительной части пенсии.
Фото PhotoXPress.ru

Руководители государственного Пенсионного фонда России (ПФР) отправились вчера в российские школы проводить так называемые уроки пенсионной грамотности, где обещают рассказать школьникам о «механизмах приумножения накопительной части пенсии». Между тем эксперты считают, что рекламную кампанию по привлечению граждан в программу софинансирования пенсий государственный фонд ведет некорректными методами. Массированная реклама в СМИ и транспорте обещает гражданам некий инвестиционный доход, который на самом деле совсем не гарантирован. Более того, накопления граждан могут быть съедены высокой инфляцией, о чем в государственной рекламе умалчивается.

Как минимум еще два года есть в запасе у ПФР для того, чтобы привлечь в программу государственного софинансирования пенсий как можно больше граждан. Программа начала действовать 1 января 2009 года, вступить в нее можно до

1 октября 2013 года. В программе могут участвовать все граждане, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, начиная с 14 лет. На сегодня, согласно статистике ПФР, участниками программы являются более 5,6 млн. человек, или около 4% населения страны.

С одной стороны, количество участников увеличивается. Еще в начале этого года их насчитывалось около 4 млн. человек. Наблюдаемый прирост – более 1,5 млн. человек за полгода. Но с другой стороны, самим фондом этот показатель, видимо, расценивается как скромный. Недаром была развернута целая рекламная кампания, в ходе которой гражданам разъяснялось, почему они должны вступить в программу софинансирования пенсий. Рекламу ПФР сегодня можно увидеть в пригородных электричках и на городских билбордах, также она постоянно встречается на радио и в метро. А вчера руководители государственного ПФР объявили о начале кампании проведения так называемых уроков пенсионной грамотности. На этих уроках чиновники ПФР обещают рассказать школьникам о «механизмах приумножения накопительной части пенсии».

Затраты на рекламу фондом упорно не раскрываются, причем, судя по всему, должного эффекта они пока не приносят. Россияне не спешат вступать в очередную, как им кажется, «аферу», механизм которой им до конца не ясен. Согласно последнему – прошлогоднему – исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), о программе государственного софинансирования пенсий знают около двух третей россиян, при этом число осведомленных увеличивается. Так что на фоне примерно 68% респондентов, которые слышали о программе, 4% ее реальных участников – ничтожно малая доля.

В ПФР, который возглавляет Антон Дроздов, поясняют: если гражданин будет делать дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2 тыс. до 12 тыс. руб. включительно, то государство будет их удваивать в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках программы. Гражданин вправе самостоятельно определять и менять размер своих взносов, а также прекращать или возобновлять выплаты в любое удобное для него время. «Речь идет о гарантированной государством 100-процентной доходности вашего годового взноса в течение 10 лет», – уверяют в ПФР. Государственной рекламой также обещан некий инвестиционный доход, который будет начисляться на всю сумму пенсионных накоплений: «Удвоение взноса государством плюс инвестиционный доход».

Многие опрошенные «НГ» эксперты увидели в таких рекламных обещаниях ПФР попытку ввести граждан в заблуждение. Ведь в рекламе ни слова не говорится об инфляционных рисках – главном биче всей накопительной системы в России. При этом в наибольшей степени от инфляции рискуют пострадать именно те школьники, которые последуют призыву ПФР начать откладывать деньги на пенсию уже сегодня.

«Накопительная часть пенсии не индексируется так, как страховая, – комментирует ситуацию аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Поэтому здесь можно надеяться только на доходность управления накопленными средствами». Согласно памятке ПФР, существует три варианта для инвестирования средств пенсионных накоплений: через Пенсионный фонд можно выбрать либо государственную управляющую компанию Внешэкономбанк (ВЭБ), либо частную управляющую компанию (УК), также можно доверить свои накопления негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

«Но главная проблема пенсионных накоплений как раз в том и состоит, что данный инструмент работает только в достаточно благоприятной экономической ситуации. Сегодня в стране нет масштабных, открытых для инвестора «с улицы» и в то же время нерискованных объектов инвестирования, которые увеличивали бы капитал быстрее, чем его съедает инфляция потребительской корзины, – поясняет аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – И НПФ в этой ситуации, как правило, бессильны». «Надо понимать, что в условиях существующей в России инфляции накопительный подход неэффективен. Накопления нужны человеку на экстренные случаи жизни – болезнь, свадьба и тому подобное. А в остальном – какую бы сумму вы ни накопили, к пенсии она просто растает. Если человек собирается ежегодно в течение 10 лет откладывать некоторую сумму, а потом 20 лет ждать пенсии, чтобы отложенной суммой воспользоваться, накопления за это время обесценятся», – продолжает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Об оправданности накоплений можно будет говорить в том случае, если инфляция составит не более 2–3% в год, тогда доходность даже в 3–4% сможет ее покрыть. Только при такой инфляции появится смысл вступать в программу государственного софинансирования пенсий – и то лишь тем гражданам, которым осталось не более 10 лет до пенсии, считает Микаелян.

Инвестиционный консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский замечает, что деньги граждан могут сгореть как в государственной, так и негосударственной управляющей компании. Как показывает практика, управление ВЭБа отличается от НПФ гарантированным отставанием инвестиционного дохода от инфляции. Но и НПФ мало что могут гарантировать – сегодняшняя ощутимая доходность может завтра обернуться большими убытками.

Именно из-за такого умалчивания всех рисков в государственной рекламе многие эксперты и назвали ее некорректной. Однако они не исключают, что найдутся счастливчики, которым программа софинансирования действительно поможет. «Удачный выбор УК или НПФ может дать 100% годовых. Наиболее привлекательной эта схема может быть для граждан старше 1966 года рождения», – говорит Сафонов.

Но большинство экспертов подчеркивают, что главным выгодоприобретателем программы софинансирования может оказаться в итоге сам ПФР. Очень ловкий ход: официально под эгидой программы софинансирования заполучить на латание дыр дополнительные средства из федерального бюджета – по схеме 2 тыс. руб. от гражданина и 2 тыс. руб. от государства. В таких условиях о сохранности полученных средств через десятки лет никто и не думает, самое главное – привлечь побольше участников.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Красный диплом для черного человека

Красный диплом для черного человека

Анна Кроткина

Лекция, прочитанная бывшим уборщиком, была интересной, но тревожной

0
97
Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
604
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1428
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1248

Другие новости

Загрузка...
24smi.org