0
3447
Газета Экономика Интернет-версия

27.03.2012 00:00:00

Закупки госкомпаний уперлись в барьер

Тэги: госзакупки, торги


госзакупки, торги Летом торги на электронных торговых площадках могут быть заморожены.
Фото с сайта www.etp.roseltorg.ru

Через несколько дней система госзакупок в России может дать сбой. Причина – неготовность многих госкомпаний и акционерных обществ с госучастием работать по новым правилам. В частности, предприятия не утвердили положения о закупках, которое дает им право выхода на электронные торговые площадки. Из-за этого возможна приостановка закупок и срыв контрактов. Причем по закону торги могут быть оспорены в суде или в ФАС в течение трех лет, а исполнение контракта – заморожено в любой момент.

Вчера статс-секретарь ФАС Андрей Цариковский и начальник управления контроля ЖКХ, антимонопольного ведомства Максим Кононенко объясняли журналистам суть новых правил торгов для субъектов естественных монополий и госкорпораций, которые вступят в силу уже с 1 апреля.

По мнению чиновников, ситуация хоть и далека от совершенства, участники рынка в целом готовы работать на электронных торговых площадках.

У независимых экспертов на этот счет меньше оптимизма. Федеральный закон № 223 (223-ФЗ) обязывает каждую госкомпанию или предприятие разместить на своем сайте «Положение о закупках». Это требование касается сотен участников рынка госзакупок. «Под действие 223-ФЗ подпадают госкорпорации, естественные монополии, организации в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также ГУПы и МУПы, автономные учреждения и все хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%», – говорит коммерческий директор электронной площадки B2B-Center Андрей Бойко.

Тем, кто не успеет до 1 апреля разработать положение о закупках, придется руководствоваться старым законом – 94-ФЗ. Работать по нему, по мнению Бойко, сущее наказание и реальный риск наступления уголовной ответственности для участников торгов, поскольку невозможно проводить госзакупки, не нарушив букву закона. Впрочем, 223-ФЗ тоже далек от идеала. В частности, у госкомпаний могут возникнуть проблемы с публикацией годового плана закупок. Этот план должен составляться по строго определенной форме, которую разрабатывает и утверждает правительство. Однако чиновники свою миссию не выполнили.

«Вообще принятие нормативных правовых актов, которые должны обеспечить работу 223-ФЗ, – сегодня одна из основных проблем. Так, до сих пор не установлены правила пользования сайтом госзакупок, на котором компании с 1 июля будут обязаны публиковать всю информацию о своих закупочных операциях», – подчеркнул Бойко. Ко всему прочему сайт работает с перебоями, а после того как к системе электронных торгов в июле подключатся тысячи ГУПов, МУПов, нагрузка на сайт вырастет многократно. И не факт, что электронная система с ней справится.

Гендиректор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро подтвердил «НГ», что значительная часть участников рынка госзакупок до 1 апреля может не успеть опубликовать на своих порталах всю положенную информацию. «Допускаю, что некоторые из этих компаний не осознают себя субъектами закона и не знают, какие требования им необходимо исполнять. На сегодняшний день у части госкомпаний нет даже собственных сайтов», – говорит эксперт. По его мнению, нет нужды в авральном порядке создавать с нуля информационную инфраструктуру, тратить на это бюджетные деньги. В качестве выхода Габестро предлагает использовать существующие электронные торговые площадки, которые предоставляют ряд специальных сервисов для субъектов 223-ФЗ.

«Очевидно, что 223-ФЗ нуждается в корректировке. Важно стремиться к диспозитивности, рекомендательному характеру норм. Подход не должен быть формальным, иначе в очередной раз складывается потенциально коррупциогенная ситуация, чреватая бесконечными очередями в Федеральном казначействе и дополнительными проверками госкомпаний. Представители власти это понимают, соглашаются, но почему-то в законодательных актах мы по-прежнему видим жесткие сроки, предписания и наказания», – отметил Габестро.

«Даже качественное положение о закупках, позволяющее эффективно осуществлять закупочную деятельность, не избавит компании от всех рисков, связанных с исполнением 223-ФЗ. Среди проблем, с которыми уже столкнулись предприятия, – недостаточность технической и аппаратной базы», – предупреждает аналитик по госзакупкам консалтинговой компании МЦФЭР Евгений Красавин. Еще один риск, по его мнению, связан с тем, что в новом законе о госзакупках совершенно не урегулированы вопросы охраны коммерческой тайны. Требования российского закона о госзакупках, касающиеся обязательной публикации сведений о корпоративной закупке, которые во всем мире носят закрытый характер, эксперту представляются излишними.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
652
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
743
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
651
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
527

Другие новости