0
1666
Газета Экономика Интернет-версия

27.04.2012 00:00:00

Рижский вокзал для двоих

Тэги: ржд


ржд Владимир Якунин рассказывает Владимиру Путину о перспективах железнодорожного транспорта.
Фото с официального сайта правительства РФ

Вчера на несколько часов главным вокзалом России стал столичный Рижский вокзал. Похвастаться большим пассажиропотоком вокзал не может: в его расписании значится всего четыре поезда дальнего следования в сутки. Однако важность этой железнодорожной станции вчера сильно возросла в связи с тем, что на вокзал приехал премьер Владимир Путин. Здесь же состоялось правительственное совещание о настоящем и будущем российских железных дорог.

Разговор о проблемах развития железнодорожной отрасли предварила экскурсия. Роль гида взял на себя глава РЖД Владимир Якунин, который вывел VIP-экскурсантов на перрон Рижского вокзала. Особое внимание премьера привлек новенький электропоезд «Ласточка». Он – плод сотрудничества РЖД и компании «Сименс АГ». Германия поставит в Россию 38 электропоездов, способных развивать скорость до 160 км в час. Первыми комфорт новых электричек оценят в 2014 году гости зимней Олимпиады в Сочи. После этого часть «Ласточек» отправят в Москву, где они будут работать на линиях, связывающих мегаполис с аэропортами.

Экскурсия явно настроила премьера на созидательный лад, что и отразилось в его выступлении. В роли слушателей выступили первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава Минтранса Игорь Левитин, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, глава Минфина Антон Силуанов, и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров, столичный мэр Сергей Собянин и руководящий состав РЖД. Путин отнес железнодорожный транспорт к отраслям, создающим базу развития всей экономики. А потому требуется большой горизонт постановки задач – на 10–30 лет вперед.

С начала нулевых годов спрос на железнодорожные перевозки многократно увеличился. «БАМ и Транссиб работают фактически на пределе пропускной способности. И это реально тормозит многие проекты развития Сибири и Дальнего Востока. Мы теряем темпы выхода на новые рынки», – констатировал Путин. По его словам, согласно прогнозам, грузооборот продолжит расти – до 2014 года в целом по России рост грузооборота ожидается на уровне 15%, по БАМу к 2020 году перевозки могут вырасти почти в три раза. Отсюда вывод – необходимо уже сегодня формировать мощные инфраструктурные заделы. Но для этого нужна полная ясность с источниками финансирования.

По мнению премьера, вариантов здесь несколько: привлечение частных инвесторов к коммерческим транспортным проектам, государственно-частное партнерство, привлечение ресурсов так называемых институтов развития, прямое финансирование из бюджета. Цена инвестпрограммы РЖД в 2008–2011 годах превысила 1,36 трлн. руб. Но на предстоящее десятилетие на модернизацию отрасли потребуется еще около 5 трлн. руб.

Закладывать все будущие расходы в тариф нельзя, отрезал Путин. И призвал руководство РЖД проанализировать проекты, снизить внутренние издержки, словом, изыскать возможности для оптимизации, привлекать кредитные ресурсы. Еще один путь решения задачи – совершенствование тарифной политики, которая должна быть современной, предсказуемой и понятной всем формулой расчета тарифа не менее чем на 5–10 лет. Предполается также – по аналогии с энергетическим рынком – продумать внедрение в железнодорожной отрасли принципов экономической обоснованности тарифов с учетом доходности инвестиций.

Якунин, сидевший напротив Путина, говорил долго и убедительно. С тезисами, прозвучавшими в речи премьера, он, конечно же, не мог не согласиться. Попросил определиться с программой создания высокоскоростного движения. Причем оптимальный срок ее реализации после принятия решения – шесть лет, что совпадает со сроком президентских полномочий. Отдельная тема – привлечение в развитие Байкало-Амурской магистрали средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений. В общей сложности – до 280 млрд. руб. И это предложение имеет шанс на успех, так как совпадает с позицией Путина, на днях заявившего о целесообразности вложения пенсионных накоплений в долгосрочные инфраструктурные проекты, способные обеспечить высокую доходность.

Эксперты считают, что правительству все-таки придется принять компромиссные решения, касающиеся тарифов на железнодорожные перевозки. Гендиректор City Express Алексей Кичатов напомнил, что с подачи Минэкономразвития предполагается проиндексировать тариф на грузовые перевозки с 1 июля 2012 года на 6%. Между тем ранее обсуждался вариант индексации на 7,4%. Руководство РЖД при этом предупредило, что индексация на уровне 6% к концу года обернется для компании убытками в размере 80 млрд. руб. В этой связи Кичатов не исключил, что власти согласятся на дополнительное повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1257
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1051
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1578
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1174

Другие новости