0
10506
Газета Экономика Печатная версия

07.06.2013 00:01:00

Президент готовит разбор полетов очередного ЕГЭ

Срок повышения учительских зарплат сдвинули на год

Тэги: образование, зарплата


образование, зарплата Обсуждение проблем Единого госэкзамена отложено на потом. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Президент Владимир Путин готовит серьезный разбор проколов в проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2013 году. Правда, анализом проблем и поиском решений Минобрнауки займется после экзаменов, потому что сейчас обсуждать экзаменационный процесс некорректно, считает президент. Поэтому вчера на совещании по школьному образованию в центре внимания президента оказались другие темы. В частности, Путин снова поднял вопрос о зарплатах учителей, которые уже давно должны были сравняться со средними по региону, однако до сих пор этого не произошло.

Вчера в России проводился ЕГЭ по физике и иностранным языкам, являющимися предметами по выбору. Стартовал ЕГЭ 27 мая, экзаменационная пора продлится до 19 июня.
    
Именно из-за этого президент Владимир Путин на совещании по школьному образованию не стал вчера заниматься разбором прогремевших на всю страну скандалов, связанных с утечкой ответов в Интернет, списываниями и т.п. Пока не закончатся экзамены, обсуждать все это некорректно, считает президент. «Надо серьезно проанализировать выявившиеся проблемы и предложить пути их решения», – признал Путин. Этим Минобрнауки займется, но только после сдачи выпускниками ЕГЭ. 
 
В итоге в центре внимания президента оказались вчера другие темы. Путин потребовал в этом году окончательно решить вопрос с зарплатами учителей. Напомним, вступив в должность президента, он пообещал довести уже в 2012 году зарплаты школьных учителей до среднего по региону уровня. Однако до сих пор есть регионы, где этого не сделано. Из обнародованного Росстатом в конце мая мониторинга за первый квартал 2013 года следует, что самыми отстающими регионами оказались Чукотка, где педагогические работники общего образования получают около 52 тыс. руб. в месяц при средней по субъекту зарплате в 65 тыс. руб., Республика Коми, где они получают около 29 тыс. против среднерегиональной зарплаты в 34,3 тыс. руб. Также не доведены до среднего уровня школьные зарплаты в некоторых регионах Центрального, Северо-Кавказского и др. федеральных округов. Хотя справедливости ради стоит отметить, что есть регионы, где зарплаты педагогических работников превысили средний по субъекту уровень. В Москве педагогические работники стали получать 57,6 тыс. руб. в месяц при средней по региону зарплате 54 тыс. руб., в Тверской области – почти 25 тыс. руб. при средней 20,5 тыс. руб.

Министр образования Дмитрий Ливанов вчера признал, что отставания есть. По его словам, в шести российских регионах средняя зарплата педагогических работников в первом квартале 2013 года составила менее 80% от средней по региону – это республики Коми, Якутия, Чечня, а также Забайкальский и Красноярский края, Чукотский автономный округ. В 25 регионах средняя зарплата педагогических работников составила более 90% средней по субъекту зарплаты.
Между тем временное замалчивание проблем с ЕГЭ выглядит несколько странно, ведь возникает вопрос о легитимности полученных в этом году аттестатов на фоне утечки данных в Интернет, массовых списываний и т.п. Теоретически не исключено, что в случае разрастания проблемы, появления новых скандальных фактов придется не только аннулировать результаты некоторых школьников, но и провести повторное тестирование выпускников этого года если и не по всей стране, то в отдельных регионах. Хотя, конечно, этот вариант самый нежелательный и спорный. Ведь возникает тогда вопрос, насколько справедливо подвергать повторному тестированию выпускников, которые отвечали честно. 
 
«Бюджетных средств на проведение единого госэкзамена требуется в масштабах экономики страны не столь много. С учетом всех побочных расходов ежегодно на эти нужды тратится не более 500 миллионов рублей. Проблема в том, что главная задача – повышение уровня образования и качества оценки знаний – так и не была решена. Очевидно, что в этом году ЕГЭ сильно дискредитирован, – описывает ситуацию эксперт «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. – Повторный ЕГЭ, если он будет, необходимо проводить не по всей стране, а в регионах, продемонстрировавших ощутимое отклонение от среднего результата по стране. По предварительным расчетам, это обойдется бюджету в 150–200 миллионов рублей».
 
Опрошенные «НГ» эксперты признают, что технологию проведения ЕГЭ надо совершенствовать, и в принципе это даже не так сложно сделать. «Достаточно просто генерировать вопросы для каждого выпускника из общей массы вопросов по ЕГЭ, как это сделано, к примеру, на экзаменах для получения автомобильных прав или квалификационных аттестатов. Тогда не будет полного повторения вопросов и не будет смысла в копировании общей картинки ответов. Тексты вопросов и ответов необходимо заранее выкладывать в общем доступе для детального изучения выпускниками, некоторые вопросы будут корректироваться или убираться, некоторые – добавляться», – считает ведущий консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. 
 
«В нынешнем году, думаю, что-либо предпринимать неправильно, это нарушит правила «игры», поставит всю систему проверки знаний школьников под сомнение. Однако в будущем, конечно, подумать над совершенствованием технологий необходимо. Можно, к примеру, для сдачи ЕГЭ ввести технологии, используемые в электронном правительстве, – создать высоковариативную систему контрольных заданий со случайным индивидуальным выбором экзаменационного набора, с мгновенной проверкой результата, – говорит декан Международного института госслужбы и управления Академии при президенте РФ Игорь Барциц. – ЕГЭ как механизм, как идея, на мой взгляд, оправдан и эффективен. Главная проблема в этой системе – проблема доверия, вернее, его отсутствия к честности результатов». Однако еще большее засекречивание, которое некоторым чиновникам может показаться единственно верным решением, системе ЕГЭ не поможет.
Рособрнадзор на просьбу «НГ» прокомментировать ситуацию с ЕГЭ вчера ответил следующее: «Все комментарии после экзаменов. Мы заняты делом».    
Отношение средней зарплаты педработников общего образования к средней региональной зарплате, в %
Регион Федеральные учреждения Региональные учреждения Муниципальные учреждения
Москва 84,9 107,1 76,9
Чукотка 90,2 79
Респ. Коми 87,6 89 82,9
Забайкальский край 110,8 74,5 83,6
Чеченская Респ. 154,7 94,5 84,3
Якутия 71,7 87
Красноярский край 93,6 86,3 87,7
Ярославская обл. 106,8 90
Респ. Тыва 81,2 92 90,7
Северная Осетия 97,2 91,7
Костромская обл. 147,7 94,2 92,2
Волгоградская обл. 104,4 94,9 93,7
Вологодская обл. 64,2 87,1 94,3
Ханты-Мансийский авт. округ – Югра 102,2 94,9
Санкт-Петербург 141 101,6 95,1
Россия в целом 129,8 142,2 84,7
Источник: Росстат

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1017
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3060
Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Наталья Савицкая

Благоприятная финансовая ситуация для гуманитарного образования связана с сокращением числа вузов

0
1758
А учиться никогда не пробовали?

А учиться никогда не пробовали?

Татьяна Шереметева

О том, как закалялась сталь нашего невежества

0
2198

Другие новости

Загрузка...
24smi.org