0
4418
Газета Экономика Интернет-версия

14.06.2013 00:01:00

Детские товары – по талонам

Тэги: детские товары, минпромторг, талоны


детские товары, минпромторг, талоны Найти отечественную продукцию в детских магазинах очень непросто. Фото РИА Новости

Российские чиновники придумывают самые необычные способы бюджетной поддержки экономики. Уже в этом году Минпромторг может объявить о раздаче специальных талонов на покупку детских товаров. Правда, эксперты смотрят на затею Минпромторга скептически: детские талоны вряд ли смогут повторить успех сертификатов на покупку новых отечественных автомобилей. Ведь доля российских товаров – лишь 20% детского ассортимента. Поэтому бюджетная поддержка достанется в основном иностранным производителям или владельцам подпольных фабрик, где работают нелегальные мигранты.
Глава Минпромторга Денис Мантуров заинтересовался опытом Петербурга, власти которого ввели пластиковые карты для семей с детьми. По этим карточкам можно расплатиться в определенных магазинах за товары для новорожденных и дошкольников. Чиновники увидели в питерских карточках новый способ поддержки отечественных производителей, который может быть реализован в рамках правительственной «Стратегии развития индустрии детских товаров».
Если идея детских карт будет утверждена правительством, то российские регионы в скором времени могут ввести у себя специальные пластиковые карты, по которым родители будут покупать товары детского ассортимента по более доступным ценам.
В Петербурге действуют карты «Детская» и «Дошкольная» для тех родителей, которые получают пособия. При этом карты гарантируют, что пособия будут использованы по целевому назначению. Ведь оплата товаров детского ассортимента происходит в безналичной форме.
Вчера источник «НГ» в министерстве подтвердил, что слова министра о детских карточках – это не просто общие слова. В стратегии заложен конкретный план действий в этом направлении. Очевидно, что Минпромторг в данном случае заботится прежде всего о поддержке отечественных производителей детских товаров и игрушек. Ситуация в этом секторе экономики довольно сложная: доля устаревшего оборудования составляет около 80%, темпы обновления – всего 3–4% в год, доля отечественной продукции на внутреннем рынке ограничена 20%. Однако Мантуров рассчитывает, что за семь лет этот показатель вырастет в два раза.
Рынок детских товаров в России выглядит внушительно. По оценкам чиновников, оборот в этой индустрии составляет около 650 млрд. руб. «Этот сегмент включает 1245 промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектах Российской Федерации, и более 5 тыс. предприятий сферы торговли, ассортимент которых включает только детские товары», – говорит Мантуров.
Между тем премьер Дмитрий Медведев, похоже, совсем не уверен в потенциале отечественных производителей. «В отношении того, что мы тут хотим пролоббировать российскую индустрию: независимо от качества продукции, которая существует в нашей промышленности детских товаров, вы же понимаете, сейчас это невозможно. Каждый покупатель, каждый родитель будет голосовать сам, своим рублем… Просто так, лозунгами «Покупайте российское!» никого не убедить», – поделился сомнениями глава правительства.
Независимые эксперты тоже сомневаются, что предложенный Минпромторгом метод поддержки отечественных производителей детских товаров сработает. Если не будет оговорено, что картами можно оплачивать покупку товаров, только произведенных на территории России, то затея Мантурова теряет смысл. Ведь большинство родителей могут предпочесть для своих чад импортную продукцию. По крайней мере именно это и происходит сегодня. Если же это условие поддержки только отечественной продукции будет прямо прописано, то могут возникнуть и другие вопросы. Например, способна ли в принципе легкая промышленность полностью удовлетворить внутренний спрос? Не предъявят ли претензии к России партнеры по ВТО за нарушение принципов конкуренции?
Отечественный легпром сегодня переживает не лучшие времена – уверен главный специалист отдела анализа рынков компании «Открытие» Алексей Павлов. Любые формы господдержки отрасли не будут лишними. Механизм стимулирования потребительского спроса посредством пластиковых карт, которые можно будет использовать только целевым образом, аналитик назвал почти идеальным, хотя и признал, что со стороны ВТО претензии действительно могут возникнуть. «Положительно уже то, что государство готово поддержать отечественного производителя. Сама инициатива Минпромторга позитивна», – отметил Павлов.
Эту точку зрения не разделяет директор по маркетингу и развитию EKF Electrotechnica Александр Тезяев. Он не уверен, что бюджетные субсидии смогут простимулировать спрос на детские товары отечественного производства. «Начинание нельзя считать комплексным подходом поддержки российских предприятий. Это лишь капелька, которая растворится в море импортных товаров. Решение проблемы – в качественной экономической поддержке своих производителей», – подчеркнул Тезяев.
Резко негативную оценку дала предложениям Минпромторга директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В ее понимании брать за основу опыт Петербурга не совсем корректно. Хотя бы потому, что у Северной столицы «безобразно низкий уровень расходов на социальную политику». Зубаревич категорически не нравится, что карты на оплату детских товаров привязаны к конкретной сети магазинов. Сразу возникают подозрения в коррупционной схеме и нарушении условий конкуренции.
По плану мероприятий «Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» предполагается в 2013–2014 годах осуществить сбор и тиражирование лучших практик по обеспечению семей с детьми детскими товарами, в том числе опыта Санкт-Петербурга по введению «детских карт» для приобретения товаров для детей и детского питания, сообщили «НГ» в Минпромторге.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1037
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1179
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1455
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1046

Другие новости