0
7700
Газета Экономика Печатная версия

20.11.2013 00:01:00

Проблемы казны переложат на обеспеченных россиян

Кризис ставит прогрессивный подоходный налог в повестку дня

Тэги: экономика, бюджет, налоги


экономика, бюджет, налоги Прогрессивный налог может затронуть не только самых богатых граждан. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Многие страны пытаются решить бюджетные проблемы за счет повышения налогов на богатых. Так поступили Франция, Греция, Испания, Великобритания, Ирландия и др. Весьма вероятно введение прогрессивного налога на доходы физлиц (НДФЛ) и в России, где обостряется бюджетный кризис. Вчера в Москве было представлено исследование о последствиях увеличения налогообложения богатых в разных странах. Экономисты считают это исследование очень актуальным для России.
В течение последних лет некоторые страны увеличили налоговую нагрузку на богатых с целью сократить бюджетный дефицит и получить дополнительные средства для стимулирования экономического роста. Среди них – Армения, Великобритания, Греция, Израиль, Ирландия, Испания, Португалия, Финляндия, Франция. Однако рост налогового бремени на богатых обычно сопровождался экономическим спадом или замедлением, бюджетный дефицит снижался незначительно. К такому выводу пришли вчера экономисты компании ФБК.
В 2009 году Ирландия повысила предельную ставку подоходного налога, распространяемую на обеспеченных граждан, с 41 до 46%. «Рост максимальной ставки сопровождался углублением экономического спада. Налогов суммарно было собрано даже меньше, чем до повышения верхней ставки», – говорится в докладе. Спад экономики составил в 2009 году почти 6%. Во Франции в течение 2010–2012 годов верхнюю ставку подоходного налога подняли с 41 до 45%. Одновременно наблюдалось замедление экономического роста – примерно с 2 до 0%.
И таких примеров немало.
Пожалуй, исключением из этой тенденции стала Великобритания, где в 2010 году максимальную ставку повысили с 40 до 50%. Эта мера сопровождалась почти двухпроцентным ростом ВВП. Однако, как считают исследователи, в данном случае показателен тот факт, что власть откладывала повышение предельной ставки с 2008 года на 2010-й, она не рискнула ужесточить бремя в разгар кризиса.
Есть также опыт стран, которые, наоборот, ослабили налоговую нагрузку на богатых. Среди них Польша, Дания, Хорватия. Например, в 2009 году Польша снизила предельную ставку до 32 с 40%, и «в отличие от многих других стран Польша не вступила в рецессию».
Как замечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, о прямой зависимости экономического роста от ставки подоходного налога, конечно, говорить нельзя, однако определенная взаимосвязь наблюдается. Рост налоговой нагрузки на богатых – среди которых много бизнесменов – так или иначе приводит к снижению предпринимательской активности, переводу бизнеса в тень или за границу. «Повышение фискальной нагрузки на богатых в условиях кризиса и даже сползания в него является, как бы это ни показалось несправедливым, ошибкой», – делает вывод Николаев.
Сейчас в стране действует плоская шкала, вне зависимости от уровня доходов граждане платят 13-процентный налог. При прогрессивной шкале начиная с определенного уровня устанавливается повышенная ставка налога. Причем вовсе не обязательно, что повышенная ставка касается исключительно олигархов, она нередко затрагивает просто обеспеченных граждан. В России же она теоретически может затронуть тех, кто получает зарплату выше средней по региону.
Признаки бюджетного кризиса в России налицо. В конце прошлой недели первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко сообщила, что по итогам 2013 года стране, возможно, понадобится взять из Резервного фонда 100 млрд руб. для решения текущих проблем. Такие заявления делались на фоне уже взятых на внешнем рынке Россией в долг 7 млрд долл. и в условиях дорогой нефти – около 110 долл. за баррель. Буквально месяц назад глава Минфина Антон Силуанов уверял, что без особой надобности власть не будет распечатывать Резервный фонд. Получается, «особая надобность» появилась.
По итогам января–сентября 2013 года дефицит консолидированных региональных бюджетов составил почти 74 млрд руб. против профицита на уровне 250 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. «На конец года традиционно приходится значительная часть бюджетных расходов», – отмечает ведущий научный сотрудник Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский. По его расчетам, не исключено, что к концу года регионы столкнутся с дефицитом в 0,8–1 трлн руб., около 1,1–1,5% ВВП.
То есть поводов ужесточить налоговое бремя у власти много. Учитывая популистский характер многих инициатив российской власти, можно предположить, что жертвой налогового ужесточения станут обеспеченные россияне. Ведь, по словам советника Института современного развития Никиты Масленникова, российская власть обычно выбирает самое, на ее взгляд, простое решение проблемы. Но при введении прогрессивной шкалы НДФЛ власти тогда надо будет снижать бремя в области страховых взносов, замечает Масленников.
Кремль и Белый дом уже обсуждают прогрессивную шкалу НДФЛ. Выступая в этом году на Петербургском международном экономическом форуме, первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что введение в стране прогрессивной шкалы НДФЛ целесообразно лишь в следующем политическом цикле – после 2018 года. Затем в ноябре президент Владимир Путин допустил введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Более того, по его словам, она уже  практически вводится за счет налогов на дорогие автомобили и недвижимость. «Конечно, это выглядит как более справедливая форма налогообложения, когда человек, у которого больше доходов, платит больше… Безусловно, мы когда-то должны будем подумать о переходе на дифференцированную шкалу... По отдельным направлениям мы уже фактически к этому переходим: дорогая машина, дорогая недвижимость. Так что будем думать над этим, но действовать аккуратно», – сказал Путин.
Но Россия упустила свое «окно возможностей» для усиления налоговой нагрузки на богатых, говорит Николаев. Эта мера была актуальна в 2006–2007 годах, прибегать к ней нужно «только после выхода страны из экономического кризиса». А пока что, по прогнозам ФБК, кризис продолжается: в 2014 году экономика РФ окончательно «уйдет в минус».    
Максимальные ставки личного подоходного налога до и после кризиса, %
Страна Ставка в 2007 году Ставка в 2012 году
Увеличили налоги:

Испания 43 52
Португалия 42 46,5
Греция 40 45
Ирландия 41 48
Франция 40 45
Великобритания 40 50
Украина 15 17
Снизили налоги:

Чехия 32 15
Финляндия 51 49
Болгария 24 10
Австралия 47 45
Не меняли ставку:

Аргентина 35 35
Бразилия 27,5 27,5
Италия 43 43
Казахстан 10 10
США 35 35
Китай 45 45
Россия 13 13
Источник: данные компании ФБК.

статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Страна на пороге телевизионной революции

Страна на пороге телевизионной революции

Анатолий Комраков

Чиновники ищут, на кого свалить новый очаг внутренней напряженности

0
707
МВФ предупредил Минск о рисках жизни без реформ

МВФ предупредил Минск о рисках жизни без реформ

Антон Ходасевич

Белоруссию спасет развитие частного бизнеса, уверены эксперты Международного валютного фонда

0
488
Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
769
Банк России: сам себе прокурор и адвокат?

Банк России: сам себе прокурор и адвокат?

Никита Кричевский

Создание межведомственной комиссии - единственный на сегодня путь прекратить бесконтрольность Центробанка и решить проблему пострадавших вкладчиков

0
403

Другие новости

Загрузка...
24smi.org