0
3965
Газета Экономика Печатная версия

27.01.2015 00:01:00

Автопроизводители ждут государственных субсидий

Новая программа утилизации может оказаться неэффективной из-за низкого спроса

Тэги: программа утилизации, автохлам, автопром, автоваз, кредит, потребительский спрос, девальвация, кризис


программа утилизации, автохлам, автопром, автоваз, кредит, потребительский спрос, девальвация, кризис Россиян в который раз призывают пересаживаться из старых автомобилей в новые. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Правительство продлевает на 2015 год программу утилизации автохлама и удваивает ее государственное финансирование. Крупнейшие автопроизводители в России уже поддержали правительственное решение и тоже объявили о продлении своих утилизационных программ. Автопроизводители рассчитывают, что это поможет им не только получить субсидию от государства, но и оживить потребительский спрос. Эксперты, однако, предупреждают, что надежды могут не оправдаться: всплеск потребительского спроса уже случился в конце прошлого года во время резкой девальвации рубля – и те, кто хотел или мог купить автомобиль, уже это сделали, а остальные теперь могут повременить с покупкой новой машины из-за высоких ставок по автокредитам.

Продлевая программу утилизации на 2015 год, власти изначально планировали выделить из бюджета на ее реализацию 10 млрд руб. В конце минувшей недели стало известно, что теперь государственное финансирование в рамках антикризисной поддержки экономики будет удвоено. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на представителей автомобильной отрасли, правительство решило выделить на поддержку авторынка дополнительные 10 млрд руб. – вдобавок к тем 10 млрд руб., о которых было объявлено в декабре прошлого года.

Программа утилизации касается не только легковых автомобилей, но и грузовиков. Судя по сообщениям информагентств, о продлении своего участия в программе уже объявили многие автопроизводители. В частности, КамАЗ обещает при сдаче в утиль старого грузовика или прицепа давать автовладельцу скидку в размере 350 тыс. руб. Nissan планирует предоставить скидку в 50 тыс. руб. Его продленная программа утилизации в 2015 году распространяется на все без исключения комплектации таких моделей, как Almera, Sentra и Terrano. Программа продлится до конца февраля этого года. Компания «Тойота Мотор» с 21 января по 31 марта возобновляет программу поддержки продаж Toyota Camry, размер обещанной скидки при участии в программе утилизации – тоже 50 тыс. руб. Компания «Хендэ Мотор СНГ» тоже продлевает утилизационную программу до 31 марта, обещая скидку в 50 тыс. руб. при покупке марки Solaris. Наконец, те же условия у АвтоВАЗа. Новый автомобиль Lada можно будет купить по программе утилизации со скидкой 50 тыс. руб. до 31 марта.

Кроме того, автопроизводители продлевают действие системы trade-in. Как напоминают эксперты, одно из отличий утилизационной программы 2014/15 года от той, которая действовала в 2010 году, в том, что теперь машину можно сдать непосредственно по системе trade-in у автодилера. «Ранее автомобиль можно было сдать только в аккредитованных утилизационных пунктах», – напоминает директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков. Сейчас к аккредитованным утилизационным пунктам подключились дилеры, работающие с задействованными в государственной программе утилизации автопроизводителями.

По системе trade-in скидка, предоставляемая автовладельцу, иногда оказывается чуть меньше. Однако, как сообщали в прошлом году некоторые автокомпании, в 92% случаев клиенты выбирали именно условия trade-in.

Участие в программе утилизации дает автопроизводителям возможность претендовать на финансовую подпитку от государства. «Процесс выплат субсидий автопроизводителей находится в ведении Минпромторга. Ведомство издает специальное постановление о выделении денежных средств автопроизводителям. Возмещение автопроизводителям, участвующим в программе утилизации, производится через механизм субсидий», – поясняет Андрей Ермаков.

Некоторые эксперты подчеркивают, что главный адресат этой программы – АвтоВАЗ. По сообщениям информагентств, в 2014 году из выделенных государством 10 млрд руб. на долю АвтоВАЗа пришлось около 2 млрд.

«Выборочность в отношении производителей объясняется стремлением поддержать тех, кто в этом больше нуждается. И никто не скрывает, что в первую очередь стоит задача поддержать АвтоВАЗ, поскольку от него напрямую зависит судьба целого региона. Поддержка будет иметь форму субсидий и снижения долговой нагрузки на автопроизводителей для того, чтобы они получали больше свободы в реализации приоритетных инвестиционных программ», – говорит руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа.

Преимущество программы утилизации не только в непосредственной государственной подпитке, но и в возможности подстегнуть потребительский спрос на автомобили, простимулировать производство и продажи.

«Программа утилизации поддерживает спрос на отечественные автомобили в условиях его снижения, а возмещение затрат на уплату процентов по кредиту облегчает нагрузку на и без того закредитованных производителей. Предыдущий опыт показал, что программа утилизации может благотворно сказаться на отечественном автопроме. Так, в 2010 году по итогам программы производство легковых автомобилей выросло в два раза к уровню 2009 года, грузовых автомобилей – на 74,5%, автобусов – на 23,6%, легких коммерческих автомобилей – на 51%», – напоминает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

Однако некоторые эксперты полагают, что сейчас ситуация немного изменилась и ожидаемого всплеска спроса может уже не произойти. «Нынешняя программа будет действовать в как никогда сложных условиях. В прошлом году определенным стимулом для рынка новых автомобилей послужила шоковая девальвация рубля. В конце прошлого года ажиотажный спрос на машины привел к тому, что он значительно превысил предложение. Впрочем, изначально было понятно, что долго это не продлится. Автопроизводители уже успели скорректировать цены», – отмечает Дмитрий Кипа. Также эксперт подчеркивает, что успех программы утилизации во многом определяется уровнем ставок по автокредитам. «А они сейчас составляют в среднем 18–21% годовых», – замечает он.

Доходы россиян снижаются, инфляция ускоряется, и в стране вот-вот начнется рецессия – в этих условиях, как говорит эксперт, такой процент ставит под сомнение успешность вполне привлекательной, как может показаться, программы утилизации.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
346
Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Игорь Субботин

В королевстве сформировалась новая группа оппозиции

0
1271
Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
965
Четвертый бой правительства России с рынком бензина

Четвертый бой правительства России с рынком бензина

Рустам Танкаев

Чиновникам кабинета министров пора бы уже пройти «курс молодого бойца»

0
1193

Другие новости

Загрузка...
24smi.org