0
2212
Газета Экономика Интернет-версия

10.02.2015 00:01:00

Потребление мяса в этом году может снизиться на 8 процентов

Тэги: эмбарго, мясо, аграрии, импорт, медведев, розничная торговля


эмбарго, мясо, аграрии, импорт, медведев, розничная торговля

Очереди у мясных прилавков уменьшатся. 	Фото Reuters
Очереди у мясных прилавков уменьшатся. Фото Reuters

За шесть месяцев действия продовольственного эмбарго продуктовая корзина россиян практически не изменилась, утверждают эксперты продуктового рынка. Почти всем запрещенным к ввозу продуктам продавцы нашли замену – правда, как правило, от других иностранных поставщиков. Позитивного же влияния эмбарго на российских аграриев практически нет.

Увеличение доли российского товара в крупных торговых сетях за последние полгода оказалось не таким значительным, как хотелось бы, отметил вчера председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Якубсон. «В самых больших торговых форматах можно говорить о приросте отечественного ассортимента на 10%. В магазинах шаговой доступности, изначально ориентированных на внутренний рынок ассортимента, прирост составил не более 1–2%», – сообщил вчера Якубсон. По его словам, российские ритейлеры сделали все возможное для поиска новых поставщиков. «Однако все, что можно было найти в нужном объеме и качестве у российских производителей, закупалось и до введения эмбарго, а новых предложений появилось не так много», – пояснил он.

Новые производственные предприятия невозможно построить за шесть месяцев, напоминает руководитель Руспродсоюза Максим Протасов. Он отметил, что примеры успеха есть, но лишь в отдельных отраслях. «Рост производства отечественных сыров составил более 13%, рост производства мясной продукции – около 12,5%, потери сезонных овощей на полях сократились вдвое», – сообщил Протасов. Кроме того, благодаря запрету Роспотребнадзора на ввоз плодоовощных консервов из Украины и Молдовы, который начал действовать еще до эмбарго, их производство в России выросло на 17%. «В этом сегменте уже имелись дополнительные производственные мощности, и заводы до начала сезона успели перенастроить производственные программы», – пояснил Протасов.

В то же время рыбная отрасль собственное производство увеличить не смогла. По словам исполнительного директора Рыбного союза Сергея Гудкова, чтобы получить результат сейчас, нужно было начать заниматься поддержкой аквакультуры несколько лет назад. Эмбарго как таковое никак не стимулировало импортозамещение в отрасли, уверен он. «С введением запрета мы лишились 46% импорта, но буквально в течение месяца-полутора весь этот объем был так или иначе замещен (за счет иностранных поставщиков. – «НГ»). При этом цены на продукцию, непосредственно связанную с мировым рынком, росли в соответствии с девальвацией рубля. Например, треска с августа подорожала более чем на 100%», – говорит Гудков.

В мясной отрасли ситуация выглядит чуть оптимистичнее. «Производство мяса птицы растет на протяжении последних 15 лет, и в этом году мы рассчитываем на прирост еще около 4%, – сообщил исполнительный директор Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. – В производстве свинины у нас тоже есть успехи, не связанные с санкциями, – все комплексы поддержки отрасли были заложены задолго до этих ограничений. При этом рост цен на свинину тоже был связан не с санкциями, а с ограничениями поставок из Евросоюза в январе в связи с заболеваниями африканской чумой свиней. С января по июнь прошлого года цены на свинину выросли на 50%, а вслед за этим подорожала и птица, на которую переключился потребительский спрос».

В то же время Юшин отмечает, что ситуация с говядиной остается тяжелой – молочное животноводство сокращается, мясное только недавно начало развиваться, а импорт почти остановился из-за девальвации. «Импортеры мяса в целом с августа по январь потеряли около 350 млн долл.: около 50 млн долл. из-за невозможности ввезти тот товар, который был в пути во время объявления эмбарго, и еще 300 млн долл. – в результате вынужденной продажи ввезенного мяса ниже себестоимости». НМА прогнозирует снижение потребления мяса в России в 2015 году на 6–8%. В 2014 году, по предварительным данным, потребление упало на 3–4%.

«По нашим оценкам, с сентября 2014-го по март 2015 года средняя себестоимость производства свинины и мяса птицы повысится на 30–40%. Но мы не ожидаем такого же роста цен для покупателей. Если оптовые цены будут находиться на этом уровне и если коллеги из розницы будут придерживаться своей политики, то потребитель не будет страдать от роста цен на эти виды мяса», – предполагает Юшин.

Напомним, что в правительстве обсуждают возможные меры госрегулирования цен на социально значимые товары. Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев проинспектировал цены в воронежском гастрономе «Аппетитный». «И не такие времена бывали», – отметил Медведев на выходе из магазина. Между тем торговая сеть «Дикси» уже объявила о заморозке цен на социально значимые товары на срок до трех месяцев.

Если верить экспертам, продуктовое эмбарго мало повлияло на ситуацию в сельском хозяйстве. В то же время девальвация рубля стала не менее существенным барьером для импорта, чем официальные запреты властей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ташкент становится лидером реформ в сфере мирового туризма

Ташкент становится лидером реформ в сфере мирового туризма

Виктория Панфилова

Узбекистан готов принять полтора миллиона путешественников из России

0
1569
В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1512
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1767
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
2299

Другие новости