0
2028
Газета Экономика Печатная версия

08.08.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. "Старые грабли" новой приватизации

Дискриминация компаний с госучастием противоречит законодательству и целям максимального пополнения бюджета

Игорь Редькин

Об авторе: Игорь Владимирович Редькин – заместитель председателя правления Ассоциации юристов России.

Тэги: приватизация, госсобственность, башнефть, мнения, госкомпании, дискриминация, конституция


Приватизация государственной собственности традиционно вызывает в нашей стране очень много вопросов. Существуют различные точки зрения по поводу необходимости и эффективности приватизационных процедур. Опыт российской масштабной приватизации 90-х годов не является однозначным, и большинство населения считает его неудачным. Известно мнение ряда экономистов, например нобелевского лауреата по экономике Джозефа Стиглица о неэффективности российской приватизации того времени, о том, что проведение приватизации незаконными способами фактически подорвало долговременные перспективы рыночной экономики в России. Поэтому сейчас, когда вновь поднимается тема приватизации крупных государственных активов, неизбежно возникают вопросы об эффективности данных процедур, об их законности и справедливости, которая выражается в правильном соотношении частных и публичных интересов.

Один из наиболее спорных вопросов, обсуждаемых в настоящее время, состоит в том, можно ли допускать к приватизации в качестве покупателей компании с государственным участием. В частности, данный вопрос обсуждается применительно к будущей приватизации нефтяной компании «Башнефть». Высказываются мнения, что этого делать нельзя, так как на первый взгляд ничего не меняется и актив остается под контролем государства. Но это очень упрощенный взгляд на сложные экономические процессы.

Данную тему необходимо рассматривать одновременно двух позиций: юридической и собственно экономической. Очень важно, чтобы приватизация соответствовала требованиям законодательства, что недооценивалось в 1990-х годах и привело к известным негативным результатам для экономики нашей страны. С правовой позиции нет оснований не допускать компании с участием государства к приватизации в качестве покупателей, поскольку это будет означать дискриминацию бизнеса по признаку собственности, что недопустимо. Согласно 8-й статье Конституции Российской Федерации, все формы собственности равны и защищаются равным образом. Этот важный конституционный принцип означает, что бизнес не должен пользоваться преференциями или дискриминироваться на основании формы собственности. Одержать победу в конкурентной борьбе с государственными предприятиями и компаниями с госучастием можно только рыночным путем. Для этого нужно создавать условия честной конкуренции для компаний с различными формами собственности. Если же такой конкуренции нет, активы, выставленные на рынке, явно будут недооцениваться.

Мы помним, как в 1990-х годах в период массовой приватизации в общественное сознание внедрялись мифы о неэффективности государственной собственности, о вредности государственного регулирования рынка.

Сейчас мы можем точно сказать, что данные идеологемы оказались ложными. Отказ от государственной формы собственности автоматически не приводит к появлению конкуренции и эффективных рыночных отношений. Нередко приватизация приводит к тому, что вместо государственной монополии появляется частная и ни о каких качественных институциональных изменениях говорить не приходится.

Мировой опыт показывает, что экономика не может обойтись без государственных компаний: в некоторых секторах промышленности требуется паритет частных и публичных компаний (с государственным или муниципальным участием). Например, электроэнергетика и другие сферы, в которых формируются естественные монополии (транспорт общего пользования, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и др.). Государство объективно выполняет в экономике разные функции: публичного собственника и регулятора экономических отношений.

Еще один аргумент правового порядка заключается в том, что дискриминация компаний, в том числе по форме собственности, противоречит основам конкурентного рынка и прямо нарушает антимонопольный закон, нередко являясь также признаком коррупции. Поэтому дискриминационные условия или ограничивающие конкуренцию акты и действия государственных органов прямо запрещены Федеральным законом «О защите конкуренции».

Теперь об экономике. Есть серьезные аргументы против отказа в допуске компаний с государственным участием к приватизационным процессам.

Привлечение большего количества покупателей позволяет государству дороже продать актив, а значит, соответствует цели максимизации доходов госбюджета. Исключение из тендера компаний с госучастием снижает уровень конкуренции при проведении приватизации. Такие действия государственных органов, поскольку они направлены на ограничение конкуренции, будут являться незаконными исходя из требований 3-й главы Федерального закона «О конкуренции».

Конечно, приватизацию невозможно оценивать только с экономических позиций. Ведь в таком случае мы имеем дело с субъективным мнением отдельных экспертов или государственных деятелей. Главным условием эффективной приватизации должно быть соблюдение правовых норм. У нас уже есть негативный опыт, и мы не должны наступать в этом отношении на «одни и те же грабли». Оценка приватизации со стороны населения также во многом зависит от законности проведения тендерных процедур.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зеленский обещает  поделиться властью с народом

Зеленский обещает поделиться властью с народом

Татьяна Ивженко

Оппозиция заявляет о начавшемся конституционном перевороте в Украине

0
1936
Зеленский обошел Конституцию

Зеленский обошел Конституцию

Татьяна Ивженко

Президент Украины подчинил себе всех силовиков

0
2478
Почему крепнет антиправославный консенсус

Почему крепнет антиправославный консенсус

Роман Лункин

В России усиливается контраст между привилегиями доминирующего вероисповедания и дискриминацией других конфессий

0
6879
Богатеют банки и госкомпании, но не население

Богатеют банки и госкомпании, но не население

Анастасия Башкатова

Впервые за последние три года граждане отказываются брать жилищные кредиты

0
2778

Другие новости

Загрузка...
24smi.org