0
5386
Газета Экономика Печатная версия

01.11.2017 00:01:00

Отечественную экономику спасет несуществующий рост

Россия может не дождаться инвестиционного рейтинга

Тэги: экономика, рост, ввп, кредитный рейтинг, перспективы, прогнозы

On-Line версия

В Standard&Poor's сдержанно оценивают перспективы российского ВВП. 	Фото Reuters
В Standard&Poor's сдержанно оценивают перспективы российского ВВП. Фото Reuters

Несмотря на все надежды властей, экономика РФ не может расти даже на 2% в год, указывают экономисты международного рейтингового агентства Standard&Poor’s (S&P). Рост ВВП ограничен действием санкций и отсутствием структурных реформ, а это значит, что перспективы пересмотра кредитного рейтинга РФ также остаются под вопросом. Применительно к российским реалиям лишь ускоренный рост ВВП может служить весомым толчком к повышению суверенного рейтинга, заявляют в S&P. Но его пока нет.

Российская экономика вышла из рецессии и в текущем году вырастет на 1,8%. Таковы ожидания аналитиков международного рейтингового агентства Standard&Poor’s. Вместе с тем в агентстве не видят особых предпосылок для ускорения роста российского ВВП. В S&P считают, что в 2018-м экономический рост РФ даже замедлится до 1,6%. «Такого быстрого роста инвестиций и производительности труда не будет. Рост будет связан с небольшим увеличением цены на нефть, которое произошло в этом году, и ростом реальных заработных плат, в основном за счет снижения инфляции. Это будет подталкивать потребительский спрос, будет двигать экономику. Но в целом очень консервативно смотрим на ситуацию, – подчеркнул вчера в ходе конференции директор группы «Суверенные рейтинги» агентства S&P Карен Вартапетов. – Наш прогноз – 1,5–1,6% роста ВВП в среднесрочной перспективе».

Помимо высокого уровня неопределенности, связанного с ужесточением санкций и плохо прогнозируемой реакцией российских властей на них, экономический рост в стране по-прежнему имеет структурные ограничения. В частности, как полагает Вартапетов, макроэкономическая политика, которой придерживается правительство РФ, сохранится после президентских выборов 2018 года, но вряд ли можно ожидать проведения каких-либо сложных структурных реформ. «Аванс в виде общественной поддержки дает правительству возможность для проведения таких реформ. Будет ли она использована – нам непонятно. Мы довольно консервативно смотрим на перспективы их проведения. Несмотря на то что эффективность антикризисной политики очень высока, на мой взгляд, способность и желание снять структурные ограничения в экономике и решать структурные проблемы не высокие», – приводит слова экономиста портал Банки.ру.

Напомним, еще в сентябре рейтинговое агентство подтвердило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России на уровне BB+. Этот уровень, по оценке S&P, считается неинвестиционным (или «мусорным»). Прогнозы по рейтингам остаются «позитивными», то есть S&P может повысить суверенные рейтинги РФ в ближайшие 12 месяцев, если восстановление экономики продолжит набирать силу, а ВВП на душу населения достигнет значений, сопоставимых со странами с аналогичным уровнем развития. Поспособствовать повышению рейтинга может финансовая стабильность и кредитная активность банков.

В S&P сообщают, что следующий пересмотр рейтинга РФ может произойти уже в марте 2018 года. Однако, как выясняется, позитивный прогноз – это вовсе не 100-процентная гарантия будущего улучшения рейтинга. В агентстве вчера отметили, что это скорее «30-процентная гарантия повышения кредитного рейтинга в течение 12 месяцев».

Это подтверждается прошлыми отчетами агентства. В сентябрьском отчете компании отмечалось, что прогноз для России может быть пересмотрен на «стабильный» и что S&P может даже понизить рейтинг «в случае наступления геополитических событий, которые приведут к существенному ужесточению санкций». Заметим, в конце прошлой недели стало известно о возможном включении в санкционный список еще 39 российских компаний (см. «НГ» от 30.10.17).

Даже при отсутствии внешних или внутренних шоков у российской экономики остается не так много возможностей для пересмотра кредитного рейтинга, сообщают в S&P. «РФ демонстрирует инерционные темпы роста, что указывает на зависимость от многих факторов. В этом смысле темпы экономического роста являются ключевым условием для пересмотра рейтинга», – пояснил Карен Вартапетов.

Впрочем, отношение российских властей к кредитным рейтингам довольно противоречивое. Так, на сентябрьское решение S&P глава Минфина Антон Силуанов замечал, что «рейтинговые агентства придерживаются консервативного подхода к оценке нашей экономики». Вчера же замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что Россия может удивить международные рейтинговые агентства положительными изменениями в экономике в ближайшие 1-2 года. «И причин, для того чтобы удерживать наш рейтинг ниже инвестиционного уровня, будет все меньше и меньше у рейтинговых агентств», – заверил он.

Особых надежд относительно перспектив отечественной экономики зарубежные аналитики не питают. В агентстве Moody’s подчеркивают, что экономика РФ  восстанавливается недостаточно уверенно для пересмотра суверенного кредитного рейтинга России. «Мы ждем структурных реформ», – объясняла агентству Reuters старший вице-президент Moody’s Investor Service Кристин Линдоу. По ее словам, без реформ российская экономика будет расти только на 1,5% в год в ближайшие семь лет. «Роста более чем на 2% не будет», – уверяла она. 

В то время как иностранцы сомневаются в росте отечественной экономики более чем на 1,5–1,6% в год, правительственные чиновники рисуют в прогнозах более воодушевляющие цифры. Так, бюджет на предстоящую трехлетку сверстан из предположения, что экономика РФ будет расти более чем на 2% в год. Похожие ожидания и у Центробанка.

Заметим, не все в «большой тройке» скептически настроены по отношению к РФ. В частности, агентство Fitch единственное сохранило кредитный рейтинг РФ на инвестиционном уровне. Кроме того, в компании полагают, что в 2017 году экономика РФ вырастет на 2%. А в 2018–2019 годах рост составит более 2%.

Критерии рейтингования в западных агентствах достаточно сложны и разнообразны, поясняют эксперты. «Аналитики агентств изучают множество как финансовых, так и нефинансовых характеристик, таких как страновой риск, геополитические факторы, особенности менеджмента и корпоративного управления. Прогноз по рейтингу лишь означает, что агентство считает возможным изменение кредитного рейтинга в ближайшие 6-14 месяцев», – объясняет директор по инвестициям компании «Питер Траст» Михаил Алтынов. При этом эксперт считает, что 30-процентная вероятность изменения рейтинга представляется даже оптимистичной.

К рейтингам агентств не стоит относиться слишком серьезно, полагают некоторые аналитики. «Данные, которые они приводят в своих расчетах, во многом субъективные и не отражают реальной картины дел в российской экономике, где ситуация, по нашему мнению, прямо противоположна тому, что считает S&P», – говорит аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин. «Стране удалось выйти на темпы роста экономики в пределах 1,5%, удалось побороть инфляцию, и нарастить кредитование экономики до 45% ВВП. Также заметно улучшаются условия в сфере труда, постепенно повышается уровень реальной заработной платы. Низкий государственный долг, вместе с высокой ставкой по обязательствам государства, делают наш рынок интересным для иностранных инвесторов», – подчеркивает он. 

Однако эксперты признают, что проблемы в российской экономике действительно есть. «Международные рейтинговые агентства не объективны, но и предпосылок для бурного экономического роста в РФ на самом деле пока не наблюдается», – замечает замначальника отдела «Солид» Азрет Гулиев. По его словам, 1,5% роста ВВП в год вполне можно отнести к статистической погрешности. «Более сдержанный экономист сказал бы, что рост будет в районе нуля, и был бы прав. Структурные реформы, о желательности которых говорят аналитики рейтинговых агентств, невозможно рассматривать в отрыве от внутренней политики, которая крайне консервативна последние 15 лет, и вряд ли можно надеяться, что она резко изменится после выборов», – рассуждает экономист.

Очевидно, не добавляет стабильности российской экономике и проблема долгов субъектов РФ. Они, судя по оценкам, уже выше 2,2 трлн руб. 

Коммерческие долги российских регионов составляют почти половину госдолга субъектов РФ и достигают почти триллиона рублей, заявил на совещании с членами правительства президент Владимир Путин. «У целого ряда регионов… сохраняется очень высокий объем выплат по так называемым «рыночным» долгам, то есть по государственным ценным бумагам и дорогим кредитам в коммерческих банках», – заметил президент. При этом у некоторых регионов он существенно превышает весь годовой доход, а еще у 11 – половину собственных доходов. «Это и Костромская область – 121%, Астраханская – 95%, Волгоградская – 77%, Кабардино-Балкария – 75%, Орловская – 66% и так далее», – перечислил Путин.

В качестве решения проблемы правительство РФ выделит бюджетные кредиты регионам с высокой коммерческой задолженностью, заявил президент. «Но хочу подчеркнуть, я хочу, чтобы меня в регионах услышали: свои обязательства нужно выполнять, нужно над этим работать», – добавил Путин. Он пояснил, что при текущем уровне долговой нагрузки регионы не смогут эффективно решать задачи развития, обеспечивать стандарты качества жизни граждан, проживающих на этих территориях.    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Денег все меньше, и  дальше будет только хуже

Денег все меньше, и дальше будет только хуже

Анастасия Башкатова

Ускорение инфляции и рост налогов ударили по кошелькам россиян

0
3099
Экспорт российских вооружений оказался под угрозой

Экспорт российских вооружений оказался под угрозой

Михаил Сергеев

0
954
Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Сергей Никаноров

Комитет Госдумы решил детальнее разобраться с перспективой возврата аукционов на вылов биоресурсов

0
1141
Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
2092

Другие новости

Загрузка...
24smi.org