1
6230
Газета Экономика Печатная версия

18.11.2019 20:30:00

В РФ начинается демонтаж единого налогового и правового режима

Каждому инвестору правительство предложит индивидуальные переговоры

Тэги: экономика, госдума, минфин, законопроект, инвестиции, спецрежимы, налоговые льготы, индивидуальные переговоры

On-Line версия

экономика, госдума, минфин, законопроект, инвестиции, спецрежимы, налоговые льготы, индивидуальные переговоры Глава Минфина Антон Силуанов знает, чем можно привлечь инвесторов в Россию. Фото с сайта Государственной думы РФ

Госдума и Минфин торопятся до конца года принять весьма экзотический закон для стимулирования инвесторов, которые добровольно не хотят вкладывать деньги в стагнирующую российскую экономику. Власти надеются заманить крупных инвесторов, обещая каждому из них индивидуальные правовые, налоговые и тарифные спецрежимы. В результате соседние предприятия будут работать с разными налоговыми льготами и разными обещаниями неизменности налоговых и юридических условий. Инвесторам чиновники, в частности, будут предлагать продолжительность неизменности условий от 3 до 20 лет. В понедельник в Подмосковье прошли первые парламентские слушания подготовленного Минфином законопроекта о новых условиях для инвесторов. Критики этого проекта указывают на его безбрежный коррупционный потенциал. А предприниматели вспоминают, как российское государство умеет давать и забирать самые разнообразные обещания своим гражданам.

Первое чтение законопроекта в Госдуме пройдет уже 3 декабря. Парламентарии обещают принять закон до конца года, притом что выглядит он пока откровенно сырым. «Мы должны подготовить хороший и качественный закон, так как плохой закон – это увеличение количества проблем и отток инвестиций и бизнеса из страны», – сказал в понедельник спикер ГД Вячеслав Володин в ходе парламентских слушаний на тему «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ».

На парламентских слушаниях обсуждали не только законопроект о защите капвложений, но и изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Володин также отметил, что вносимый пакет документов должен будет определить будущую инвестиционную политику, так как действующее законодательство уже не отвечает реалиям. «До сегодняшнего дня мы руководствуемся законодательством, которое было принято еще в 1990‑е годы, а ряд законов еще были приняты в советский период, в 1991 году. Они не решают тех проблем и задач, которые стоят перед страной, страна может развиваться, если растет экономика», – объяснил спикер ГД.

Чиновники надеются, что новации Минфина будут защищать и даже поощрять инвестиции ради исполнения поручения президента Владимира Путина увеличить долю инвестиций до 25% ВВП. «Цель законопроектов – привлечь инвестиции в экономику нашей страны», – сообщил Володин.

Из текста самого законопроекта о защите и поощрении капвложений следует, что целью госрегулирования инвестиционной деятельности «является создание благоприятных условий для вложения инвесторами инвестиций на территории РФ посредством распространения на инвесторов и организации, реализующие инвестпроекты, инвестиционных режимов, обеспечивающих предсказуемость правового регулирования, стабильность условий инвестиционной деятельности и ее стимулирование». Заметим, сам законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) был внесен в Госдуму только в нале ноября.

При этом вступить в силу теоретически он должен с 1 января 2020 года. Предполагается, что новый закон привлечет в экономику РФ целых 30 трлн руб. инвестиций. Для завлечения инвесторов чиновники придумали два разных режима – общий и индивидуальный. Первый предусматривает отсрочку вступления в силу (на три года) нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности (о перспективе ухудшения условий для инвестиций прямо написано в пояснительной записке к проекту). А проектный режим «предусматривает особенности применения отдельных актов публично‑правового образования (актов (решений) регулируемой организации) при реализации новых крупных инвестиционных проектов».

Из логики документа следует, что государство собирается гарантировать неизменность правовых условий по крайней мере на ближайшие три года. Вопрос о достаточности этого срока остается как бы в стороне. Точно так же, как и вопрос о ранее взятых и отозванных обещаниях.

Еще больше сомнений вызывает формулировка об «особенностях применения отдельных актов при реализации новых крупных инвестиционных проектов». Получается, что для отдельных инвестиционных проектов законы будут применяться не так, как для остальных. Ранее представители бизнеса замечали, что подобная выборочность законодательных норм может не привлекать, а отпугивать потенциальных инвесторов.

Для лиц, заключивших соглашение о защите и поощрении капвложений (СЗПК), законопроектом гарантируется неизменность ряда налоговых условий на срок от 6 до 20 лет; условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий на срок до 3 лет; принятие решений об условиях предоставления мер господдержки на срок, предусмотренный связанными договорами, и прочего. При этом для проектов с объемом вложений свыше 10 млрд руб. предлагается получение специального тарифа на услуги естественных монополий; вывозные таможенные пошлины на срок от 6 до 20 лет; квоты на различные ресурсы и прочее.

237-5-2 copy350.jpg
Парламентарии надеются утвердить
законопроект о защите капвложений
до конца года. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В ходе обсуждения глава Минфина Антон Силуанов также не исключил в дальнейшем добавить в нормы законопроекта возможность ввести мораторий на изменение условий ведения бизнеса не только со стороны правительства, но и со стороны Центробанка. «Что касается вопросов стабилизации в ЦБ, мы не рассматривали в законопроекте такие положения. Мы говорили о стабилизации со стороны решений правительства РФ. Но думаю, в ходе рассмотрения в парламенте нам надо провести диалог с ЦБ с тем, чтобы регуляторика, которой занимается ЦБ, могла бы учитываться в ходе таких соглашений, особенно по тем проектам, которые осуществляют финансовые институты», – сказал он.

Тем самым министр ответил на предложение главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, предложившего включить в законопроект инвестпроекты банков. «Очень важно также описать, что регуляторика ЦБ, которая в этом законопроекте никак не присутствует, также должна предусматривать защиту соответствующих инвестиций, которые осуществили финансовые институты», – подчеркнул парламентарий.

Примечательно, что другие участники, предлагавшие свои версии инвесткодексов, не присутствовали в понедельник на парламентских слушаниях. Напомним, вице‑премьер Дмитрий Козак ранее предлагал стимулировать инвестиции не только лишь в нацпроекты, но в целом в экономику РФ. Он также подчеркивал важность неизменности условий для бизнеса. «Они (гарантии неизменности правил ведения бизнеса. – «НГ») не могут быть вечными... потому что меняются условия, но если что‑то меняется, то это должно быть, эти изменения должны быть для новых бизнесов, а для тех, кто уже инвестировал, для тех, кто выстроил инвестиционные проекты, реализовал их, продолжает осуществлять деятельность по возврату вложенных инвестиций, мы не имеем права менять эти правила игры. И это должна быть не декларация, а должны быть соответствующие конкретные механизмы, которые это обеспечивают», – говорил Козак (см. «НГ» от 29.09.19). 

Предложения Минфина тогда удостоились критики вице‑премьера. Не устроили Козака, в частности, избирательный подход при предоставлении господдержки и механизм индивидуальных соглашений с бизнесом (заключение соглашений в рамках индивидуального проектного режима). «Бизнес должен быть защищен общим законодательством, общими институтами инвестирования, доступом к кредитам, защитой права собственности через суды», – соглашался с ним глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отмечал, что для бизнеса важны «стабилизационные оговорки в силу закона, а не в силу соглашения».

Но сегодня правительственные чиновники и парламентарии говорят о необходимости принять новый закон «как можно скорее». «Не важно, какой сейчас закон – хороший или не очень, – надо его принимать, а потом постоянно работать с предпринимателями… банками и активно взаимодействовать со всеми участниками процесса. Не надо вылизывать закон и делать из хорошего лучшее, надо принимать закон как можно скорее в том виде, в котором он есть, посмотреть, как он работает, а затем подчистить, если это необходимо», – приводит предложения главы ВЭБ Игоря Шувалова агентство Regnum. «Завершить работу над законопроектом о защите и поощрении капвложений ГД может уже в этом, 2019 году», – не исключает Володин, высказывая несогласие с позицией принимать сразу закон «как есть».

Свои сомнения к текущей версии законопроекта высказал в понедельник и глава Сбербанка Герман Греф. «Там (в законопроекте. – «НГ») написано, что некое должностное лицо от имени субъекта РФ, от имени РФ, одно должностное лицо будет подписывать все эти соглашения. Мне жаль это должностное лицо, которое должно эти все соглашения подписывать, и соответственно сразу же у бизнесменов возникает вопрос: какой механизм подхода к этому лицу, потому что это, понятно, будет проходить через целую цепочку согласований и так далее», – заметил он. По мнению Грефа, возникает вопрос о целесо-образности подписания такого рода соглашений. «Ответ: для того чтобы зафиксировать так называемую дедушкину оговорку (принцип защиты инвестора от изменения законодательства. – «НГ»). Фактически это единственная мера, ради которой стоит подписывать это инвестиционное соглашение», – отметил глава Сбербанка.

Греф отметил, что даже подписанное инвестсоглашение не даст полной защиты. Он обратил внимание на порядок расторжения такого рода соглашений. «Любое нарушение инвестором российского законодательства... (ведет к расторжению. – «НГ»). То есть если ты незаконно уволил сотрудника и потом его восстановили на работу, это основание для расторжения договора на 25 млрд руб.», – говорит Греф, замечая, что в РФ сложно реализовать инвестпроект, не нарушив хотя бы одну норму закона.  

«Если посмотреть на сегодняшнюю конструкцию, она не создает гарантий, потому что основания для расторжения значительно более простые, чем какие-то гарантии, которые могли бы быть прописаны в законе», – резюмирует банкир.

Ряд экспертов «НГ» также скептически отнеслись к инициативе. Инициатива создает ряд поощрений и упрощений для проектов, исчисляющихся сотнями миллионов и миллиардами рублей, но не слишком меняется ситуация для малого бизнеса, замечает, управляющий директор компании «Иволга Капитал» Дмитрий Александров. «Скорее всего, эффектом станет лишь продолжение монополизации и огосударствливания экономики России», – подчеркивает он. «Тот факт, что предприятия малого и среднего бизнеса снова остаются вне фокуса госвнимания, не позволяет нам рассчитывать на то, что данная инициатива (СЗПК) станет главным драйвером ускорения роста доли инвестиций в экономике и ускорения ее темпов роста в целом», – соглашается главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

Александров напоминает, что инвесторы больше боятся нефинансовых и околоправовых рисков с которыми сложно бороться в рамках одного законопроекта. «Инвесторов пугает выборочное и непоследовательное применение некоторых законодательных норм», – говорит он. По мнению аналитика компании «Алор» Алексея Антонова, куда большего эффекта можно было бы достичь за счет судебной реформы, которая обеспечила бы защиту прав собственности. «Именно защита прав собственности на активы является одним из основных причин того, что инвесторы предпочитают покупать и создавать активы в тех юрисдикциях, где их проще защитить», – напоминает он.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Средние цены на жилье поползли вниз

Средние цены на жилье поползли вниз

Михаил Сергеев

Инвестиции в квартиры сильно проигрывают банковским депозитам

0
934
Туркменистан близок к своей цели – экспорту газа в Европу

Туркменистан близок к своей цели – экспорту газа в Европу

Виктория Панфилова

На восточном направлении Ашхабад ограничился региональным проектом

0
1277
Брюссель и Рим включили Каир в схему контроля над миграцией

Брюссель и Рим включили Каир в схему контроля над миграцией

Данила Моисеев

В условиях роста инфляции Египет нуждается в финансах

0
680
Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Ольга Соловьева

В РФ сохраняется экономический рост на фоне замедления кредитования

0
3017

Другие новости