Без алюминиевых решений высотное строительство невозможно. Фото с сайта www.citymoscow.ru
Хотя российский рынок светопрозрачных конструкций (СПК) в 2025 году уходит в минус вместе со всей отраслью жилищного строительства, применение алюминиевых окон продолжает расти. Именно алюминий становится для ряда девелоперов базовым решением вместо пластика, причем развитие этого рынка заметно сдерживается дефицитом предложения – даже новые проекты оконных фабрик не в состоянии удовлетворить растущий спрос.
Рост вопреки спаду
Российский рынок светопрозрачных конструкций в 2025 году по прогнозу упадет на 17% по сравнению с близкими к максимальным прошлогодним значениям – до 38,4 млн кв. м, рассказала гендиректор компании «О.К.Н.А. Маркетинг» Ирина Обросова, выступая на Большом оконном форуме в Москве. Причина – в спаде на ключевом рынке сбыта: в 2025 году отечественная строительная отрасль впервые за длительный период снизит показатели ввода жилья, прежде всего из-за высоких банковских процентов по ипотечным кредитам.
В светопрозрачных конструкциях особенно сильно просядет сегмент ПВХ-конструкций – сразу на 25% до 24,5 млн кв. м, отмечается в презентации Ирины Обросовой. Любопытный момент в том, что алюминиевые окна, несмотря на общее падение отрасли, демонстрируют положительную динамику и, по прогнозу, их использование вырастет до 12,9 млн кв. м (+4%).
Благодаря этому доля алюминиевых светопрозрачных конструкций на российском оконном рынке вырастет с 27% до 33% (по данным Алюминиевой ассоциации, в 2013 году доля алюминиевых окон составляла всего 12,5%). Рост объясняется увеличением площади остекления, сказано в презентации Ирины Обросовой (именно алюминий благодаря своей легкости и прочности позволяет делать большие площади остекления без избыточного утяжеления фасада). Доля пластиковых окон, по ее прогнозу, упадет с 70 до 64%, а 3% по-прежнему будет приходиться на иные материалы, в основном дерево.
Рост доли алюминия тесно связан с эволюцией российского строительства. За последние два десятилетия в крупных городах сформировался полноценный рынок высотного жилья: от первых проектов Москва‑Сити до сегодняшних комплексов с корпусами выше 100 м. Это очевидный тренд: если до 2023 года построены 95 высоток, то в период до 2027 года должны быть введены еще 134 корпуса от 35 этажей, отмечается в презентации Алюминиевой ассоциации, представленной на форуме.
Чем выше дом, тем жестче требования к конструкциям. Нормы по ветровой нагрузке и огнестойкости фактически ограничивают использование ПВХ-профилей на большой высоте. Эти параметры проще и надежнее обеспечить на алюминиевых системах. В результате именно переход к высотному домостроению, а не только дизайн и мода, подталкивает застройщиков к отказу от пластика и переводу проектов на теплый алюминий.
Материал XXI века
В 2026 году доля алюминия продолжит расти даже несмотря на общее снижение объемов, прогнозирует руководитель «О.К.Н.А. Маркетинг». Отрасль цивилизуется – растут площадь остекления и спрос на модульные фасады. Еще один драйвер – санкции: 18-й пакет запретил ввоз фурнитуры из Евросоюза, цена качественного ПВХ-остекления приближается к теплому алюминиевому окну, а срок службы последнего больше, сказано в презентации Ирины Обросовой.
«Без алюминиевых решений действительно непредставима современная урбанистика, цивилизация XXI века, – отметила директор направления «Строительство» Алюминиевой ассоциации Ольга Огородникова. – Объекты высотного строительства, каждый из которых является уникальным по определению, требуют совершенно иных подходов к проектированию, к безопасности, к материалам. Без алюминиевых модульных конструкций и светопрозрачных конструкций, алюминиевых финишных покрытий высотное строительство невозможно – материалы-субституты или слишком тяжелы, или недостаточно прочны, например, чтобы выдерживать ветровую нагрузку, гарантировать безопасную и экономичную эксплуатацию на десятки лет».
|
|
Как Москва и Петербург растут вверх. Иллюстрация из презентации Алюминиевой ассоциации |
«Потребление алюминиевых светопрозрачных конструкций неизменно растет уже 25 лет. Это связано с несколькими тенденциями строительной отрасли, в первую очередь, с развитием высотного строительства и популярностью панорамных окон, гигантских раздвижных и распашных дверей. Крупнейшие застройщики уже перешли на алюминиевые СПК при возведении жилья бизнес- и комфорт-класса, сейчас идет отказ от ПВХ и в эконом-классе», – рассказал руководитель направления Алюминиевой ассоциации Александр Волокитин, выступая на Большом оконном форуме.
На практике переход к алюминию уже хорошо виден на проектах крупнейших девелоперов. Так, в новом жилом комплексе Vangarden группы ПИК во всех квартирах применяются крупноформатные окна с алюминиевым профилем. Стандартные проемы здесь имеют ширину 1,9-2,1 м и высоту около 1,8 м, а на верхних этажах высота окон достигает 3,4 м. В части планировок используются угловые окна, создающие панорамный эффект и существенно увеличивающие светопроем.
Такие габариты остекления и угловые решения фактически выдавливают ПВХ‑профиль из проекта: для обеспечения жесткости, ветроустойчивости и сохранения геометрии створок на высоте десятков метров девелопер вынужден выбирать алюминий. Проекты вроде Vangarden наглядно показывают, что теплое алюминиевое окно перестало быть атрибутом только элитного сегмента и становится стандартом для массовых комплексов бизнес‑ и комфорт‑класса.
Аналогичный разворот к алюминию демонстрирует группа «Самолет». В презентации Алюминиевой ассоциации приведено техническое задание девелопера на разработку «доступного алюминиевого окна» – профиля, сопоставимого по себестоимости с ПВХ‑решением. По сути, девелопер формирует рынок промышленно выпускаемого «теплого» алюминиевого окна, которое можно массово применять в многоквартирных домах вместо ПВХ без заметного удорожания для конечного покупателя.
В жизненном цикле здания только 21% затрат приходятся на проектирование и строительство, 75% приходится на этап эксплуатации, и алюминиевые СПК благодаря долговечности и коррозийной стойкости этого металла обеспечивают минимизацию затрат при эксплуатации, сказано в презентации Александра Волокитина.
Спрос уперся в дефицит
«Рост потребления алюминиевых СПК заметно сдерживается дефицитом предложения. И хотя в России реализуются новые проекты оконных фабрик, они пока не в состоянии удовлетворить растущий спрос. Особенно мощностей не хватает для вывода алюминиевого окна на рынок В2С (business-to-consumer, «бизнес для потребителя» – продажа товаров напрямую конечному потребителю. – «НГ»), где потенциальный спрос даже выше, чем в многоквартирном домостроении», – отмечает директор по развитию рынков компании РУСАЛ Евгений Васильев.
Дефицит мощностей, о котором говорит Евгений Васильев, прослеживается достаточно четко. Если в производстве первичного алюминия и цилиндрических слитков планируется наращивание объемов поставок на внутренний рынок и запуск новых мощностей, то далее по цепочке ситуация гораздо хуже. По оценке Алюминиевой ассоциации, существующие мощности по экструзии профилей уже загружены примерно на 85%, что фактически близко к предельному уровню. При сохранении текущих темпов роста к 2035 году дефицит мощностей экструзии может достигнуть 400 тыс. т.
В производстве самих алюминиевых светопрозрачных конструкций ситуация неоднородна по регионам: в ряде субъектов фиксируется дефицит крупных предприятий, способных обеспечивать высокий объем выпуска при низкой себестоимости, дефицит есть и в среднем по России. Отсутствие потоковых фабрик приводит к тому, что девелоперы в ряде проектов вынуждены отказываться от алюминия в пользу ПВХ, даже понимая преимущества первого.
При этом потребление алюминиевых СПК за последние восемь лет почти удвоилось, а рынок демонстрирует ежегодный прирост 15-20%. Реализуемые сейчас проекты по наращиванию мощностей лишь частично закрывают эту потребность, а спрос, по оценке Алюминиевой ассоциации, будет расти в долгосрочной перспективе.


