Заниженные тарифы на электроэнергию ведут к неэффективному потреблению и дефициту мощности. Фото Reuters
В будущем году в России произойдет заметная индексация тарифов ЖКХ. Повышение неизбежно воспринимается болезненно. Проблема в том, что отрасли хронически не хватает средств на модернизацию. Особенно сложная ситуация там, где тарифы годами занижались: самые дешевые киловатты и гигакалории – это, по сути, отложенный долг за обновление сетей, который со временем превращается в аварии, ограничения и в конечном счете все равно оборачивается ростом платежей населения, когда тянуть дальше уже нельзя.
Коммунальная развилка
Сразу после Нового года по всей России вырастут тарифы ЖКХ: суммы в платежках увеличатся максимум на 1,7%, что связано с повышением НДС на 2%. В октябре 2026-го россиян ждет более заметное повышение – от 8 до 22% в зависимости от региона. Суммарный рост платы будет одним из самых высоких за последнее время – около 13%, что превышает ожидаемую инфляцию. В 2025-м тарифы увеличили на 11,9%, в 2024-м – на 9,8%, в 2022 году их повышали дважды совокупно на 13,3%, зато в 2023-м повышения не было.
Любое заметное повышение тарифа – это всегда социальный и медийный негатив, особенно в регионах с низкими доходами. Но это также деньги для развития ЖКХ и энергетики, без которых отрасли не могут заниматься модернизацией. Перед региональными властями стоит вопрос приоритетов. «Где-то есть, например, лимит в 4%, а регион повысил на 3%. Да, он сделал хорошо для людей, но отрасль ЖКХ разорил, нет денег на инфраструктуру», – отмечал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, перекос в тарифной политике регионов является одной из причин недофинансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Тарифные перекосы хорошо заметны в электроэнергетике: когда электричество для населения долго остается очень дешевым, растет неэффективное потребление (в том числе серым майнингом), появляется дефицит мощности, и власти вынуждены вводить ограничения. Так, в Иркутской области сверхнизкий тариф стал одним из факторов перегруза сетей и запрета майнинга на юге региона.
Ежегодно коммунальная инфраструктура ветшает больше, чем ее обновляют, признавал Марат Хуснуллин. По данным 2024 года, тепловые сети в России были изношены более чем на 60%, при этом 31% сетей (свыше 50 тыс. км) нуждаются в замене. Высокая изношенность инфраструктуры приводит к росту аварийности: в отопительном сезоне 2023/24 произошло около 9 тыс. инцидентов, из них почти 4 тыс. пришлось на сферу теплоснабжения. По оценкам Минстроя РФ, чтобы опередить ветшание теплотрасс, необходимо 4 трлн руб. до 2030 года.
Показательный пример последствий накопленного износа произошел в Иркутской области. 7 декабря 2025 года на ТЭЦ‑9 в Ангарске случилась крупная авария, из‑за которой параметры теплоснабжения пришлось ограничить для более 160 тыс. жителей города. Муниципальные власти объявили режим чрезвычайной ситуации, развернули пункты временного размещения и начали аварийную эвакуацию населения. Причиной происшествия стал возраст парка оборудования: средний срок службы котлов и турбин на ТЭЦ составляет 53 года, то есть они уже отработали два нормативных периода эксплуатации. Несмотря на поддержание их в «достаточно хорошем» техническом состоянии, риск поломки в таких условиях был неизбежен. При этом только оперативные действия энергетиков не позволили ситуации усугубиться, и серьезных последствий удалось избежать достаточно быстро.
Еще один пример – Тюмень, где недавно из‑за коррозии магистрального участка теплотрассы без отопления и горячей воды остались 30 многоквартирных домов – более 4 тыс. человек. Ситуацию усугубляла погода: во время отключений температура в городе опускалась примерно ниже –23 градусов.
Также в Санкт‑Петербурге из-за разрыва тепломагистрали в 42 домах временно ограничили отопление и горячую воду. Авария была связана с технологическим дефектом на трубопроводе, который находился в планах на реконструкцию.
Для того чтобы подобные инциденты не стали нормой, требуется не только ускоренная замена изношенных сетей и оборудования, но и комплексная поддержка со стороны государства – инвестиционные программы, льготные кредиты и субсидии на модернизацию.
|
|
Количество аварий на коммунальной инфраструктуре растет из-за накопленного износа. Фото из Telegram-канала прокуратуры Приморского края |
Пока индексация уходит не на развитие, а на догоняющие ремонты, модернизационный зазор не сокращается. «Проедается» основной капитал, снижается реальная надежность снабжения и растет аварийность, ограничиваются новые подключения и техприсоединения.
«Заниженный тариф означает нехватку средств на надлежащее обслуживание коммунальных объектов и сетей, на проведение запланированных и необходимых ремонтных работ, работ по подготовке к прохождению осенне-зимнего периода и т.д. – то есть на поддержание коммунальной инфраструктуры даже в текущем состоянии, не говоря уже о недостаточности средств на модернизацию и новое строительство», – обращает внимание исполнительный директор ассоциации «Совет ЖКХ» Марк Геллер. По его словам, именно вследствие заниженных тарифов повышается износ коммунальной инфраструктуры, снижается качество коммунальных услуг, возникают аварийные ситуации.
Отсутствие стимулов для энергосбережения – еще одно последствие искусственного сдерживания тарифов. Если стоимость энергии низкая, это демотивирует застройщиков и потребителей вкладываться в утепление зданий и современные системы управления теплопотреблением. Низкая степень энергоэффективности жилого фонда приводит к значительным теплопотерям и повышенной нагрузке на инфраструктуру, перерасходованию ресурса оборудования.
«При низком нормативе потребления коммунальных услуг потребитель не заинтересован в установке прибора учета. Складывается ситуация, когда произведенный и поставленный ресурсоснабжающей организацией коммунальный ресурс не оплачивается в полном объеме. А значит, организация недополучает необходимые средства для надлежащего обслуживания коммунальной инфраструктуры и реализации программ по их модернизации», – отмечает Марк Геллер.
Недостаточное финансирование вынуждает организации приобретать необходимые для ремонта и строительства коммунальных сетей материалы по возможно низким ценам, без учета оценки их жизненного цикла, добавил эксперт. «От этого страдает качество выполненных работ, и опять происходят аварии даже на сетях, которые еще недавно ремонтировались», – отметил он.
Заниженные тарифы ограничивают доходность инвестиционных проектов, что приводит к инвестиционному пессимизму частных игроков. «Ключевое в заниженных тарифах – то, что это сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли и финансовом обеспечении ремонтов, оплаты труда и т.д., – подчеркивает директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Илья Долматов. – Эта проблема стала обсуждаться на уровне Министерства энергетики, «Системного оператора». Речь идет о том, чтобы у нас было надежное бесперебойное энергоснабжение. Ситуация в энергетике не самая простая, начиная от износа и старения оборудования и заканчивая нештатными ситуациями с выводом из строя энергетических объектов из-за атак БПЛА. Серый майнинг, отсутствие стимулов вкладываться в энергосбережение – дополнительные факторы, которые усиливают эту проблему».
«Мы рассчитываем, что экономика будет развиваться, электропотребление будет расти – под это нужны новые мощности, новые объекты, – отметил эксперт. – Поэтому в совокупности все это говорит о том, что текущие цены, к сожалению, не обеспечивают развитие отрасли, и эту ситуацию нужно менять».
Регионы риска
В первую очередь проблема касается тех регионов, где тарифы самые низкие по стране. Эксперты называют регионы Сибири, Юга России, Северного Кавказа. По расчетам портала Bankiros, средняя итоговая сумма в платежке после индексации платы за услуги ЖКХ в этом году в России составляет 13,6 тыс. руб., горячая вода, отопление, электричество – самые дорогие составляющие. При этом жители Дагестана в среднем платят 6825 руб., Иркутской области – 8385 руб., Хакасии – 9174 руб., Кемеровской области – 9753 руб.
Согласно исследованию агентства АКРА, годовое потребление небольшого объема электроэнергии, достаточного для обслуживания одного среднего домохозяйства (условно 300 кВт-ч в месяц), дешевле всего обойдется в Иркутской области. Суммарная годовая стоимость такого ежемесячного потребления составит от 4 до 6 тыс. руб. в зависимости от типа жилья. Следом по дешевизне цен на электроэнергию идут Хакасия (около 7 тыс. руб.) и Дагестан (около 9 тыс. руб.).
Конечно, из этих показателей еще не следует, что тариф занижен, к тому же у каждого региона своя специфика. Северный Кавказ характеризуется скорее низкой платежной дисциплиной, уточнил Илья Долматов. Искусственно заниженные тарифы характерны для регионов с относительно невысокими доходами населения – рост платы для них означает обострение проблемы неплатежей, отметил руководитель отдела специальных проектов департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Алексей Фаддеев. По его словам, в ряде регионов Сибири объективно невысокие удельные затраты на единицу отпуска электроэнергии сетями из-за наличия крупных промышленных потребителей при относительно невысокой доле бытовых потребителей.
Но эксперты все же обращают внимание на явные региональные проявления заниженных тарифов. «Из регионов на слуху Иркутская область: низкие тарифы приводят к тому, что регион стал эпицентром нелегальной майнинговой деятельности, в этом плане там стал прослеживаться дефицит мощности электроэнергии», – говорит Илья Долматов. Средняя цена электроэнергии для населения в России оценивается на уровне 4,72 руб./кВт-ч, в городах Иркутской области во втором полугодии 2025 года тариф первого диапазона (минимальный «бытовой») был более чем в 2,5 раза ниже – 1,78 руб./кВт-ч.
Серый майнинг, которым занимаются под бытовым тарифом, создает высокую нагрузку на сети, не рассчитанные на работу в таком режиме. Энергетики прямо указывают на последствия – аварийные ситуации и отключения, которые могут затрагивать соседние дома, улицы и районы, ускоренный износ, внеплановые ремонты. В зимний период в сильные морозы проблему дефицита энергомощностей в Иркутской области приходится решать через механизмы чрезвычайных ситуаций. Дефицит приводит к сложностям с подключением новых промышленных и социальных потребителей.
«Россети» в 2025 году выявили более 100 фактов незаконной деятельности майнинг-ферм на территории Северо-Кавказского федерального округа. Больше всего незаконных криптоферм – 79 – обнаружено в Дагестане, сумма ущерба от их работы составила 89,5 млн руб. Только за последние три года (2023–2025) на территории Дагестана было выявлено 147 фактов незаконного майнинга, сумма ущерба составила 277 млн руб. При этом 73% оборудования подстанций и 81% линий электропередачи в республике эксплуатируются со сроком службы более 25 лет. А из-за незаконного майнинга во много раз вырастает нагрузка на электросети, увеличиваются потери электроэнергии.
«Серый майнинг должен пресекаться. При этом майнинг и прочие энергоемкие цифровые технологии должны получить условия для развития. Но с уплатой налогов и честной, а не льготной ценой за электроэнергию», – подчеркивает завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.
В Дагестане недавно произошли массовые перебои с электричеством, газом и водой, которые оставили тысячи жителей без тепла в минусовую температуру. Проблемы носили системный характер: первоначальные перебои с газоснабжением вынудили жителей активно использовать электрообогреватели, что вызвало резкую перегрузку электрических сетей, многие из которых и без того находятся в аварийном состоянии. Общий износ сетей Махачкалы составляет 50–60%, при этом новую многоэтажную застройку продолжают подключать к старым, уже перегруженным сетям – в некоторых микрорайонах нагрузка на сети превышает допустимую в два-три раза.
Как показывает практика, искусственное ограничение роста тарифов – это попытка оттянуть неизбежное решение, которое все равно придется принимать с еще большими издержками. Например, в этом году рост тарифов в Омске первоначально утвердили на уровне 39,6%, что на 25,6 процентных пункта выше запланированного. Предельный рост платы за отопление был увеличен сразу до 43,3%. Власти долго сдерживали тариф, состояние теплосетей в Омске с износом в 70% стало критическим, количество отключений в предыдущий отопительный сезон выросло на 26%. Однако очень резкий тарифный скачок привлек внимание прокуратуры. Решение откатили, но в результате отрасль останется без дополнительных инвестиций. При этом тариф все равно придется повышать, пусть и не таким рывком.
Теперь и в Махачкале решили установить предельный рост тарифов в следующем году на уровне сразу 44,5%. Повышение затронет все виды коммунальных услуг, но в разной степени – по некоторым видам тарифы могут вырасти до 82%. Министерство энергетики и тарифов Дагестана пояснило, что республика остается регионом с одними из самых низких тарифов в стране, однако действующие ставки не покрывают даже базовые расходы на электроэнергию, топливо и ремонт, что приводит к износу инфраструктуры, частым авариям и перебоям в подаче воды и тепла.
Деньги на обновление
Для восполнения нехватки средств речь может идти не только о повышении тарифов для населения. «Министерство энергетики пытается осмыслить все возможные механизмы оптимизации стоимости электроэнергии, начиная от технических решений и заканчивая льготной программой финансирования новых строек в энергетике. Это делается с тем, чтобы энергокомпаниям предоставлялись льготные кредиты, чтобы, может быть, где-то было льготное налогообложение. Совокупность различных мер может повысить привлекательность реализации тех или иных инвестиционных проектов и поможет найти источники их финансирования в существующих реалиях», – считает Илья Долматов.
Могут быть альтернативные повышению тарифов подходы, отмечает Алексей Фаддеев. Условно экстенсивный подход, по его словам, – прямое госфинансирование крупных инфраструктурных инвестпроектов, однако он может быть эффективен как разовая мера. «Интенсивный» подход – повышение эффективности за счет тарифного регулирования, предполагающего обязательные цели по сокращению операционных затрат и определенные бонусы в виде повышенной прибыли, заложенной в тариф, за достижение данных целей, говорит эксперт. Это влечет сдерживание тарифов, но требует квалифицированного управления, уточнил Алексей Фаддеев.
Без постепенного повышения тарифов в «дешевых» регионах в любом случае не обойтись. Это непопулярная, но реалистичная мера увеличения денежного потока для обновления тепловых сетей и распределительных линий.
Основным способом восполнения дефицита средств у ресурсоснабжающих и сетевых компаний является ускоренное повышение тарифов, говорит Алексей Фаддеев. «Необходимы меры по донастройке тарифного регулирования, его увязке с долгосрочными инвестиционными программами, меры, стимулирующие инвесторов вкладывать средства в коммунальную инфраструктуру, а для этого необходимо гарантировать возвратность инвестиций», – считает Марк Геллер. По его словам, необходимо также внедрять учет коммунальных ресурсов как основу справедливой оплаты, прозрачности и стимулирования ресурсосбережения.
«В основе повышения тарифа лежит инфляция, которая пока еще не в тех целевых параметрах, которые мы бы хотели. Плюс ключевая ставка довольно высокая. У нас с 1 января увеличивается НДС на 2% – это фактор, который от энергетиков совсем не зависит. Поэтому нельзя сказать, что в росте тарифов виноваты энергетики. К сожалению, внешние макроэкономические факторы влияют на экономику энергетических компаний. Заморозить рост цен и тарифов на электроэнергию невозможно, скорее можно говорить об их некоторой оптимизации, сдерживании», – резюмирует Илья Долматов.


