Фото Reuters
«Справедливая Россия» предложила предоставить партиям право отзывать своих представителей из избиркомов всех уровней. Эсэры объясняют это тем, что у партии должна быть возможность заменить не справившегося с работой или просто недобросовестного товарища. Примером для подражания партийцы назвали США.
Это не первая попытка продвинуть в Госдуме такого рода инициативу. Кроме СР аналогичные законопроекты не раз предлагали и КПРФ с ЛДПР. Именно вокруг вопроса об отзыве членов комиссий и возник первый политический скандал третьего срока Владимира Путина. Его предшественник Дмитрий Медведев уже под май 2012 года внес в ГД такой законопроект. Но на уходящего главу государства в резких выражениях пожаловался приходящему президенту глава Центризбиркома Владимир Чуров. В результате документ в думских запасниках так и умер.
Ситуация вроде бы выглядит парадоксальной. Партийцы отчего-то хотят получить власть над своими же представителями, как будто они не могли заранее отобрать самых лучших и надежных. Однако никакого парадокса здесь нет – большая часть партийных членов комиссий на самом деле была назначена без прямого участия партий.
Даже у парламентских партий сейчас нет достаточных кадровых резервов для заполнения огромного количества российских избиркомов, из которых 92 тыс. – это участковые комиссии (УИК), то есть самые низовые. Именно там нередко происходили следующие истории: глава муниципалитета, которого поджимали сроки и окрики сверху, просто назначал своих сотрудников на места представителей партий, настоящие активисты от которых к нему и не приходили. Причем в основном потому, что в данном городе, поселке или селе реальных партийных ячеек либо не было, либо им было неинтересно заниматься такой ерундой.
Ситуация стала скандальной в 2013 году, когда вступил в силу закон о пятилетнем сроке работы УИКов и партиям пришлось выдвигать своих делегатов. Тогда и выяснилось, что по многим оппозиционным спискам властью продвигались подставные люди. Кого-то оттуда удалить, конечно, удалось, но большая часть, понятное дело, прошла и спокойно заняла места в партийных квотах. И теперь партийцы безуспешно пытаются их вычистить.
Кремль, как известно, постоянно укоряет и парламентские и все остальные партии в их нежелании действовать в самом низу. Власть настойчиво призывает партийцев строить свои организации с земли, чтобы активисты получали там опыт практической работы – хотя бы в тех же избиркомах, сельсоветах и т.д. На кремлевские укоры в лени партии отвечают рассказами об административном, финансовом и даже криминальном давлении на своих функционеров, сочувствующих и кандидатов. Если человек бюджетник, ему грозят проблемами на службе, если бизнесмен – налоговой проверкой или чем-то подобным, если гражданский активист – интересом полиции к его поведению на улице и дома.
Кремлю же, в последнее время так сильно озабоченному правильным партстроительством, нужно напомнить, что это изрядное лукавство. Ведь это именно его стараниями в стране действуют такие законы, по которым партии от их рождения до смерти зависят исключительно от административного ресурса. Власть кому-то разрешает существовать и даже развиваться – до создания фракции в Госдуме, на кого-то смотрит вполглаза, а кому-то, наоборот, однозначно отказывает в праве на жизнь. Последнее нередко представляет собой самый настоящий административный произвол. И пусть в его многочисленных проявлениях, скажем – во время выборов, виноват не федеральный Центр, а региональные и местные власти, но ведь Москва за это никого из них не наказывает, максимум – журит.