Фото с официального сайта Исполнительного комитета СНГ
В истории государств постсоветского пространства завершающийся год вряд ли получит эпитеты «яркий» или «насыщенный». Украина, застряв в трясине донбасского конфликта, осенью получила еще одну головную боль в лице экс-губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Власть допустила все возможные ошибки, необходимые для реанимации этого политика. Активность Саакашвили вдохновила его сторонников как в Украине, так и на родине: увядшее было после разгрома на местных выборах «Единое национальное движение» (ЕНД) быстро вернуло себе статус главной оппозиционной силы Грузии.
Сам Тбилиси может гордиться полученным весной безвизовым режимом с ЕС. Но осенью поступило уведомление о «сверхпрогнозном» количестве граждан Грузии, превысивших время пребывания в Шенгенской зоне. Санкций нет, но они могут последовать, если тенденция сохранится.
Соседняя Армения тоже удостоилась благосклонности ЕС – со второй попытки подписав соглашение о партнерстве. Первая, напомним, разбилась о необходимость сделать выбор между Европейским и Евразийским союзами (ЕАЭС), и Ереван предпочел второй. Сегодня вопрос потерял прежнюю остроту, и Армения, похоже, с благословения России, оформила соглашение с ЕС. Впрочем, у Москвы достаточно рычагов воздействия, чтобы при необходимости напомнить своему союзнику о верности долгу.
Белоруссия также записала в актив прогресс в отношениях с ЕС. Ее президент Александр Лукашенко получил личное приглашение принять участие в саммите «Восточного партнерства», чего в прошлые годы не было. Однако то ли из-за опасения традиционного предновогоднего противостояния с Москвой по хозяйственным вопросам, то ли по иной причине в Брюссель он все-таки не поехал.
Его молдавский коллега Игорь Додон весь год демонстрировал лояльность Москве. Парламент и правительство – Западу, и добились преимущества.
Картина, противоположная кишиневской, вырисовалась в Баку. Ужесточившаяся критика Запада в вопросах демократических стандартов подтолкнула азербайджанские власти к сближению с Москвой и еще большему укреплению отношений с братской Анкарой. Благо противоречия между РФ и Турцией, ставившие Баку в щепетильное положение, стали сглаживаться.
На противоположном берегу Каспия – в Туркменистане – под конец года облегченно вздохнули: пяти прикаспийским государствам после многолетних переговоров удалось согласовать принцип разделения водоема, и теперь проект Транскаспийского газопровода приобрел реальные очертания.
Узбекистан, вопреки скептикам, действительно повел политику открытости и добрососедства. «Замутненными» остаются отношения лишь с Таджикистаном, продолжающим, невзирая на опасения Ташкента и в меньшей степени Астаны, строить Рогунскую ГЭС. В самом Таджикистане завершились приготовления к передаче власти по наследству. Когда это произойдет, неизвестно, но помех тому нет.
Киргизия подтвердила статус демократически продвинутой страны, в целом спокойно проведя выборы президента. Уже при новом главе государства в считаные дни был урегулирован приграничный конфликт с Казахстаном. В Казахстане весь год с переменным успехом продолжались внутренние реформы. На внешней же арене благодаря организации многораундовых переговоров по Сирии президент Нурсултан Назарбаев укрепил репутацию политического тяжеловеса.
Если подвести итог, то ничего радикально меняющего ситуацию в постсоветских странах не произошло. Впрочем, отсутствие коренных перемен не самый плохой вариант для бывших советских республик, часто и надолго попадающих в зону турбулентности. Древнее китайское выражение о жизни в эпоху перемен, кажется, никто не отменял.