0
1095
Газета Образование Печатная версия

07.02.2002

"Международный" создавали Буш и Горбачев

Тэги: ягодин, международный университет

Международный университет был создан ровно 10 лет назад как совместный советско-американский вуз. Президентом университета все годы остается Гавриил Попов, ректором - Геннадий Ягодин. В интервью, данном "НГ" накануне юбилея (торжественные мероприятия пройдут 15 февраля 2002 года), ректор университета Геннадий Ягодин вспоминает о днях становления университета и рассказывает о его перспективах.
Из досье "НГ":
Геннадий Алексеевич Ягодин родился в 1927 году. Окончил Химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева. Член-корреспондент Российской академии наук. С 1985 по 1988 год - министр высшего и среднего образования СССР. С 1991 года - ректор Международного университета в Москве.

-Геннадий Алексеевич, вы были министром высшего и среднего специального образования СССР с 1985 по 1988 год? Все ли вас тогда устраивало в нашей системе образования?

- Тогда, впрочем, как и сегодня, меня совершенно не устраивала система образования в стране. Поэтому и деятельность на посту министра, отвечающего за эту область, не приносила полного удовлетворения. А вот работа со школьниками и студентами, реализация собственных взглядов на воспитательный и образовательный процесс, оказание помощи ребенку в развитии его способностей - вот это всегда было и есть, действительно, интересно.

- Есть ли у вас ощущение, что вы тогда что-то не доделали?

- Это касается в некоторой степени начатых в то время реформ. Ведь процесс модернизации - бесконечный. Стремительное развитие наук диктует постоянные изменения в средней и высшей школах. А не доделал вот что: мы так много прикладываем усилий, чтобы загрузить ребенка чистой информацией, и напрочь забываем о развитии его мыслительных способностей. Педагог озвучивает детям некие истины, он же задает вопросы, ученики отвечают его же, учителя, словами, и за это выставляется оценка. Эти же самые отношения "педагог - школьник" мы можем вполне спроецировать и на высшую школу.

- Что же можно изменить? Какова, например, ваша концепция?

- Начальное образование - с 6 лет. Один учитель обучает ребенка в течение четырех лет. На этой начальной ступени не стоит торопиться выставлять учащимся оценки. Эта ступень - школа единой программы, где одним из главных или равноценных предметов становится физкультура. На следующей ступени (5-9-й классы) учителя обязаны знать все предметы, которые изучают их подопечные. Словесник должен разбираться в математике, физике, химии. А химик, математик хорошо знать русский язык и литературу.

- А зачем это нужно?

- Я не вижу другого способа ограничить "флюсовое" развитие тех или иных дисциплин, приводящее к требованию от школьника того, чего не знает сам учитель. Ни один учитель сегодня нормально учиться в нашей школе просто бы не смог. Так почему мы требуем этого от учащихся?.. И школа последней ступени - это специализированная школа. Она уже готовит либо к университету, либо к профессиональной деятельности. Но главное, разумеется, - она просто обязана готовить к жизни.

- Ваши принципы были реализованы в Международном университете, который вы возглавляете сегодня? Кстати, идея его возникновения принадлежала вам?

- Да, эти принципы реализованы в нашем университете. Кое-что интересного мы нашли для себя и в американских программах. Наиболее перспективными нам показались такие методы обучения, как "кейс стадиз" (конкретные ситуации), предоставляющие возможность коллегиального обучения в условиях реальной обстановки; ролевые (имитационные) игры.

А идея создания университета возникла одновременно у нескольких человек. По крайней мере три крупных политических деятеля сыграли в его становлении заметную роль: Джордж Буш-старший - тогда президент США, экс-президент СССР Михаил Горбачев и тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов. Просто чтобы не отсылать студентов на практику в США, решили организовать обучение на месте, в Москве. Существенный интерес представляли для нас тогда программы менеджмента. Международный университет был создан по американскому образцу. Кстати, наши программы и сегодня имеют международные аккредитации и, согласно договоров, наши студенты, обучающиеся даже один год за рубежом, получают два диплома - наш и американский.

- Вам нравится американская система школьного образования?

- Американская система образования слаба тем, что в ней нет обязательного компонента, базисного плана. В ряде школ нет переводных экзаменов, и из класса в класс переходят те, кто просто посетил более 75% занятий.

- Поэтому в американских университетах "преподают российские преподаватели и учатся китайские студенты"┘

- Это неправда. Вернее, неполная правда. Хотя американские школьники действительно не особенно стремятся в вузы - это факт... А в этом у них просто нет нужды. Мерило жизненного уровня - доллар. На бензоколонке те же деньги, что и от лекций в университете. Культурный уровень тоже повышать не надо. Школьные программы часто даже не формируют этой потребности.

- Первые шаги университета┘

- Не принесли разочарования, потому что тогда обучение у нас было бесплатным. Такую уникальную возможность предоставляли богатые люди страны. Это позволило прийти в университет студентам Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского государственного технического университета имени Баумана, Московского физико-технического института и других. Они пришли к нам после двух, трех лет обучения в вышеназванных вузах, чтобы приобрести специальность менеджмента. Это был звездный час университета. Мы помним этих ребят поименно, все они сегодня занимают ключевые позиции в нашем бизнесе. Чуть позже мы открыли и многие другие специальности, но все равно "Международный" имеет свою визитную карточку. Например, мы готовим не столько лингвистов, сколько людей, обладающих широким гуманитарным образованием. Новая кафедра, которую возглавит известный психолог Александр Асмолов, будет готовить специалистов в области межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты и в нашей стране, и за рубежом - это одна из серьезнейших проблем, и мы надеемся, что наши специалисты помогут в их разрешении.

- Как выжить такому маленькому университету, как ваш? Сегодня у вас обучается, если я не ошибаюсь, не более

1, 5 тысячи студентов.

- Будущее любого вуза - в наращивании качества образования. А мы будем и дальше искать здоровый баланс между российской и американской системами образования. Кстати, в первые годы, когда мы просто копировали американские программы, первыми, кто оказался недоволен их качеством, были наши студенты. Они посчитали заграничные учебники слишком многословными, излишне "рыхлыми". Сработала "прививка" фундаментальности российского образования.

- Вы включаетесь в систему единого экзамена?

- Не собираемся. Пока мы предпочитаем набирать себе студентов сами. Система тестов, особенно на переводных экзаменах, возможна и неплоха. Но вузы должны иметь право отбирать себе студентов.Тем более, что у нас обязателен тест по английскому языку.

- Какой бы вы пост ни занимали, вы продолжали преподавательскую деятельность и поэтому можете сравнить нынешних студентов и тех, которые были у вас во времена СССР. В чем разница?

- Нынешние отчетливо знают, чего они хотят. Если раньше вуз часто выбирали в зависимости от близости к дому, то теперь абитуриенты поедут на край не только Москвы, но и мира, чтобы получить те знания, которые они хотят.

- Кто выделяет средства на обучение ваших студентов в Америке?

- Их много. Например, был один замечательный человек, американец Джон Девис, выпускник Дармунт Колледжа. Он умер, а в завещании распорядился, чтобы шести студентам Международного университета оплатили места в его колледже в течение трех лет. Но наши ребята показали такие хорошие знания, что наследники спонсора решили продолжить дело своего отца. Они по-прежнему выделяют средства на эту программу.

- Совершали ли вы в своей работе когда-нибудь ошибки?

- Кто же застрахован от ошибок? Будучи министром образования, я посетил однажды Бадахшанский район Таджикистана и увидел, что будущие учителя русского языка не могут без ошибок написать школьный диктант. И я запретил выпуск этих учителей. К чему это привело? Были учителя, которые плохо владели русским языком. В результате моих действий - не осталось никаких.

- К набору преподавателей в ваш университет вы уже отнеслись более снисходительно?

- К работе в нашем университете мы привлекали людей с именами: логик Владимир Успенский, филолог Нина Михальская, Анна Михальская ныне декан факультета журналистики, лингвист Галина Китайгородская, экономист Александр Дымкин, психолог Александр Асмолов, социолог Анатолий Овсянников и этот список можно бесконечно продолжать┘

- Университет - "Международный". У вас преподают иностранцы?

- Разумеется. Многие из них влюбились в Россию, не покидают нас годами. Первое время они никак не могли понять одной странной вещи. Студентов, которые отлично учатся, у нас переводят на бесплатное обучение. А товарищи на экзаменах не могут удержаться от подсказки. "Как же так, - удивляются американцы, - они же соревнуются между собой финансово и при этом помогают друг другу┘" Вот такая странная мы нация - русские!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Другие новости

Загрузка...
24smi.org