0
1260
Газета Образование Интернет-версия

14.08.2002 00:00:00

Первое поколение перестройки

Дмитрий Шевченко

Об авторе: Дмитрий Анатольевич Шевченко - директор Центра маркетинга РГГУ, кандидат философских наук, доцент.

Тэги: интеллект, элита, вуз, поколение, выпускник


Куда поступают лучшие выпускники школ, каковы чаяния лучших выпускников вузов, каковы жизненные ценности будущей интеллектуальной элиты России - этими вопросами задался Центр маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета.

Опросив 1367 выпускников школ (в том числе 879 девушек и 488 юношей), исследователи пришли к заключению, что примерно 78% из них предполагают поступать в государственные вузы и 22% - в коммерческие вузы. 46% молодых людей выбирают гуманитарное образование, 32% - техническое.

По прошествии полугода в ходе телефонного опроса мы пытались выяснить, как сложилась судьба этих выпускников. Выпускники вузов 2001 года интересны еще и тем, что это представители первого поколения перестройки. Как складывается их будущее? Из 180 выпускников Подмосковья поступление соответствует первоначальному выбору у 95% опрошенных, лишь 5% предпочли заняться чем-нибудь другим.

В одном из пунктов резюме выпускникам вузов было предложено сформулировать свое жизненное кредо.

Оптимисты (их, правда, всего 20% среди выпускников) уверены, что в мире господствуют положительное начало, добро. Каждый пятый из числа интеллектуальной молодежной элиты открыл для себя уже что-то важное и необходимое ему.

Есть еще одна черта, показавшаяся нам интересной характеристикой молодежи, которую мы назвали "собственная философия жизни". Каждый десятый (11,6% от общего числа) сам себе философ, и понять значение некоторых суждений может только он сам. Это относится к таким высказываниям, как: "живу по принципам, но иногда делаю исключения" или "быть, а не казаться", "каждый должен быть на своем месте".

Что делает человека самостоятельным и зрелым? Понимание своего предназначения, независимость и уверенность в собственных силах. 51 человек (11%) в качестве своего жизненного кредо придерживаются принципа, согласно которому все в жизни зависит от тебя.

Целеустремленная, мыслящая личность имеет своим культурным основанием принуждение к труду. 26 человек (5,6%) уверены, что самое главное в их жизни - это "трудиться, трудиться и еще раз трудиться".

24 человек (5,2%) считают, что надо жить исключительно "для себя", и 21 человек (4,5%) - "во благо общества".

Среди других принципов и ценностей молодые люди называют "учиться, учиться и учиться" (2,7%). Столько же считают важной ценностью любовь и семью.

В целом можно констатировать: прагматичность, целеустремленность, вера в собственные силы - качества, присущие большинству лучших выпускников сегодня.

Характеристика молодежного рынка труда в условиях углубления рыночной экономики является одной из самых острых тем, которые обсуждаются сегодня аналитиками и специалистами.

Мы проанализировали планы молодых людей и провели телефонный опрос, чтобы узнать уже конкретное место занятости выпускников вузов. Мы считали, что полгода - достаточный срок для того, чтобы определиться со своим местом работы. Были опрошены 429 человек, и выяснилось, что показатель трудоустройства лучших выпускников Московского региона - почти 100%, в то время как, по данным Министерства труда и социального развития, показатель нетрудоустроенных выпускников вузов колеблется от 25 до 30%.

Фундамент успешного трудоустройства выпускников вуза закладывается в ходе получения образования и прохождения ими студенческой практики. Студенты знакомятся с будущей профессией, как правило, в местах прохождения ими практики. Мы задались вопросом: совпадает ли профиль места прохождения практики с личными планами выпускников в отношении их будущей работы?

Для сравнения в анализ были включены выпускники Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Если по Московскому региону совпадение с практикой составило 78,2%, то в РГГУ этот показатель составил 81,4%.

Все это говорит о большой роли студенческой практики в формировании профессиональных интересов и мотивов трудоустройства студентов. В ходе практики студентам удается подтвердить или опровергнуть свои профессиональные притязания и возможности. Это своеобразный профессионально-квалификационный тест на пригодность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1357
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
679
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3597
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2810

Другие новости