0
2158
Газета Образование Интернет-версия

14.08.2002 00:00:00

Министр не своего времени

Тэги: ягодин, министр, образование


Жизнь министра образования перестроечной волны Геннадия Ягодина складывалась так, что он все время был "молодым". Самым молодым выпускником школы, комсомольским секретарем, заместителем декана, деканом┘ Позже он стал самым молодым заместителем директора Международного агентства по атомной энергии. А недавно ему исполнилось 75┘ Впрочем, глядя на его задорную улыбку, энергичную походку и жизнеутверждающий смех, вряд ли поверишь в эту цифру.

Он помнит сцены, когда Андрей Дмитриевич Сахаров шел на трибуну Академии наук СССР, а два сотрудника висели на его плечах, в буквальном смысле не давая выйти академику на трибуну... Как и Андрей Сахаров, Геннадий Ягодин в свое время выбрал специальность физика-ядерщика. Иначе, наверное, не могло и быть, молодые люди его поколения бредили ядерной физикой. Физикам хорошо платили и еще хорошо оберегали, запирая их в закрытые города. В Менделеевку (сегодня - Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева) рвались все.

Когда Геннадий Ягодин пришел в этот же университет, но уже ректором, то сориентировал вуз на те направления, которые определили развитие науки в будущем, прежде всего на биотехнологию. Первые кафедры биотехнологии в России появились спустя 15 лет после того, как этой увлекательнейшей наукой в своем университете занялся Ягодин. Слово "экология" стало расхожим тоже благодаря ему.

Видимо, не случайно сталинский стипендиат Гена Ягодин делал такие записи в своем дневнике: "Введение в устойчивое развитие. Борьба за власть появилась с возникновением избыточного продукта. 300 млн. человек живут, постоянно голодая. Чем больше угроза виду, тем выше сексуальная активность особей. Геоинженерные решения. Пленки в сотни метров кв. в космосе и СВЧ - луч на землю. Шарики вместо облаков летают и отражают свет. Есть большое желание приспособить реакторы для получения тепла. 30 минут хватит, чтобы все убить, если убрать озон┘ Образование. В школе невозможно научить всему. На практике существует две основных тенденции школьного образования: немецкая школа - дать основы всех знаний, и английская - с 11 лет детей делят по направлениям дальнейшего обучения: гуманитарии, естественники и технари".

Напомним, что эти записи появились в конце 40-х годов┘

"Если бы страна продолжала жить по законам эпохи Брежнева, - справедливо заметил как-то первый мэр столицы, а ныне президент Международного университета Гавриил Попов, - то Геннадий Алексеевич так бы и остался одним из заведующих кафедрами, одним из деканов или максимум одним из ректоров. К счастью, в стране начались перемены".

Геннадий Ягодин вспоминает сегодня о своем назначении на пост министра образования так: "Это было случайностью в очень большой степени. Я всегда выступаю без бумаги, достаточно хорошо чувствую время и редко выхожу из регламента. У меня хорошая память по "опорным моментам" и свободная речь. Однажды даже был такой случай. Выступал я как-то на городском партийном активе. На другой день вызывает меня первый секретарь Московского горкома партии Гришин и говорит: "Товарищ Ягодин, все заметили: вы вчера выступали без бумаги?" Я ему в ответ: "Виктор Васильевич, я что-то не так сказал?" "Нет, сказали вы все правильно, но... нам показалось, вы недостаточно готовились".

В тот знаменательный день на совещании я тоже говорил без бумаги. Мое выступление было последним, публика устала. Но "спать" дальше отчего-то передумала. Президент СССР Михаил Горбачев слушал меня тоже внимательно... А через несколько дней последовало и мое назначение".

Впрочем, одно дело понравиться Михаилу Горбачеву, другое - как примут министра вдруг почувствовавшие перестроечную волю студенты. Каким был "прием" студентов, вспоминает социолог Анатолий Овсянников: "Студенты холодно-дерзко восприняли речь┘ Горбачева. Они только что "схлопали" с трибуны форума (Всесоюзный студенческий форум 1989 года. - Н.С.) боссов комсомола и профсоюза. Они и сейчас ехидно прицениваются к своей новой потенциальной жертве: "Видали мы этих министров! Долой!" Первые же слова Ягодина заинтриговали, а потом и захватили зал┘ Министр говорил необычно и говорил дело┘ Речь окончена. В зале установилась пронзительная тишина. И вот - взрыв аплодисментов".

Овсянников, который и по сей день остается соратником Ягодина в его борьбе за студента (ныне он преподает в Международном университете), рассуждая о Геннадии Ягодине как "социальном явлении", вспоминает еще об одном случае. Ягодин приходит хмурый на совещание: "Коллеги, мы вчера обсуждали проблему. Я настоял на том, чтобы мы приняли следующее решение. Сегодня я понял, что был не прав. Давайте вернемся к проблеме и обсудим ее еще раз".

Доктор физико-математических наук Александр Гинзбург вспоминает, что свой самый яркий урок он получил, когда впервые вошел в кабинет Ягодина. На стене в кабинете висел портрет. Не вождя, не какого-нибудь другого великого человека, не портрет предшественника, на худой конец не изображение Учителя, а портрет┘ покойного ученика. Пожалуй, очень типично для Ягодина - думать прежде всего об ученике. С этими же мыслями пришел Геннадий Алексеевич и на пост министра общего и среднего образования...

С поста министра образования Геннадий Ягодин ушел в 1991 году. Впрочем, почему ушел? "Ушли". Решение о его "первой" отставке принималось явно второпях, во время отпуска президента СССР Михаила Горбачева, в отсутствие ректорского состава, который, вероятно, был бы против, в момент вялого присутствия прессы (все-таки лето!). И это решение, по мнению социолога Анатолия Овсянникова, показало, что школа по-прежнему оставалась несвободной. Правда, нарушив вдруг традицию покорного молчания, за Ягодина вступились министры образования республик - Армении, Эстонии, Молдовы. Всего 12 республик.

Что важно - при видимом разрушении всех прежних связей тогда еще существовала возможность сохранить единое образовательное пространство умирающего Советского Союза. Но события августа 1991 года и все последующие, разворачивающиеся в стремительном темпе, спутали планы о едином образовательном пространстве бывшего СССР и помешали планам интеграции российского образования в Европу. В команду тогдашнего кабинета министров под руководством Валентина Павлова министр образования вписывался плохо. Началась травля Ягодина. Отзыва на письмо министров республик, естественно, в тот момент не последовало. Приезд Горбачева вроде бы расставил все на свои места. Но вмешательство президента СССР продлило полномочия Ягодина всего лишь на полгода. Вместе с путчистами исчез Союз, ушел президент Горбачев и... Ягодин.

Самого Геннадия Алексеевича пугала не отставка, а что будет с тем, что уже сделано: с академическими свободами студентов, с правом иметь школу не авторитарную, а авторскую. Кроме того, рождалось его новое детище - Международный университет. Впрочем, как раз на примере камерного университета Ягодин сумел показать на деле интеграцию российского образования в мировое образовательное сообщество. Жаль, что большая волна смывает все на своем пути...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
737
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1242
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1303
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1101

Другие новости