0
758
Газета Образование Печатная версия

14.11.2003

Поколение телепузиков

Тэги: бурляев, телевидение, школьники, влияние

По данным ЮНЕСКО, примерно 93% современных детей в мире смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть около 3,5 часа в день. Как минимум в два раза увеличивается это время просмотра телепрограмм в дни школьных каникул. Российские школьники смотрят в основном американские игровые фильмы. И это может быть от 3 до 7 картин в день. Последствия привязанности к телевизору сказываются, естественно, не только на здоровье ребенка, но и на его психическом развитии тоже. Например, если сравнить современного младшеклассника и его родителей в этом же нежном возрасте, то сегодня куда заметней проблемы речи детей. Все чаще педагоги и психологи отмечают неспособность у наших школьников к самоуглублению и концентрации внимания. Многообразные свои киношные впечатления такой школьник воспринимает поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Экран рождает постоянную необходимость во внешней стимуляции. Школьникам-киноманам трудно воспринимать информацию на слух. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать богатые информацией тексты. Порой таким детям скучно читать даже самые хорошие детские книжки. Еще один факт - резкое снижение фантазии и творческой активности у детей всех возрастов. Их ничего не интересует и не увлекает. Им даже неинтересно общаться друг с другом. Проще нажать кнопку и ждать новых уже готовых развлечений. Но даже не это самое страшное... Экран рождает духовный голод и агрессию. С президентом международного кинофорума "Золотой витязь", артистом кино и режиссером Николаем Бурляевым мы говорим о влиянии современного кинематографа на школьников.

бурляев, телевидение, школьники, влияние Директор международного кинофорума 'Золотой витязь' Николай Бурляев убежден, наш кинопрокат сегодня опасен для молодого поколения.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

- Николай Петрович, мне хочется начать разговор с вопроса об Андрее Тарковском, и его влиянии на вас. Ведь вы познакомились с ним, будучи школьником. Тарковский - ваш главный учитель, ваш крестный отец в кино и в жизни. Любопытно, что бы он сегодня сказал о современных фильмах и их влиянии на зрителя?

- Андрей Арсеньевич однажды на съемках надел мне на шею православный крестик, взятый им из съемочного реквизита. Это стало фактически моим первым приобщением к вере. Так что Андрея Тарковского я считаю своим крестным отцом в буквальном смысле этого слова┘ С тех пор как я увидел Андрея Арсеньевича, он стал для меня неким камертоном, вершиной недосягаемого таланта. Что меня поражало в нем - он уже тогда не все принимал в нашем кинематографе. А в те годы, простите, творили (по сравнению с современной ситуацией) просто гении! Андрей Арсеньевич же признавал 5-6 режиссеров и не более 7 фильмов. Я критиковал его тогда внутренне за такой подход. Мне казалось, что это уж слишком эгоцентрично, что это от завышенной самооценки. Сейчас я думаю, он был прав. То искусство, которое не устремлено к Господу и не ищет совершенства, - всего лишь доходный промысел. Люди балуются, гонят пленку через камеру и делают на этом деньги. Это, кстати, политика мирового масштаба, все работают так. И не только Голливуд делает деньги на нашем экране, но и другие страны тоже┘ и кое-кто из наших, доморощенных, пытается это делать. Но если мы хотим иметь здоровую нацию и сохранить молодое поколение, власть должна проявить здесь волю. "Государство должно дистанцироваться от кинематографа", - провозгласил идейную линию министр культуры Швыдкой. И именно это направление видится мне ошибочным. Дистанцироваться от кинематографа власть не может и не должна - это опасная тенденция. Не все можно передать в частные руки. Атомную бомбу - нельзя, это оружие. Кино - это духовно-стратегическое оружие государства, которое при неправильном использовании может взрастить поколение уродов, дезориентированных в бытии. То, что творится с экраном и с нашей культурой вообще, - это порочно и неправильно. "Из всех искусств для нас важнейшим является американское кино" - так сейчас принято шутить. Это такая бравада┘ Но эту браваду кристаллизуют и делают доминирующей в сознании нашей молодежи. "Патриотизм - последнее прибежище негодяев!" - так шутят сегодня. Но в XIX веке это утверждение, если вы помните, звучало иначе. Смысл сводился к тому, что даже для последнего негодяя патриотизм - последнее прибежище.

- А какую, собственно опасность для нашего молодого зрителя таит в себе американское кино?

- В этом доходном кинопромысле нет ничего, что бы питало будущего россиянина. Один первоклассный фильм на сто плохих (а именно таковой является наша статистика проката) картины в целом не меняет. Хорошо, если бы к нам везли только фильмы из сокровищницы Голливуда. Но к нам попадают в большом количестве отходы кинематографической продукции. А мы, взрослые, питаем этот низкопробный кинематограф, давая детям деньги на кассеты и походы в кинотеатры. Дети посажены на наркотик: кинематографический, телевизионный, музыкальный, прямой┘ И уже произошло привыкание, избавиться от которого будет очень трудно. Да, американские фильмы сняты красиво, упаковочка их блистательна. Рыночное искусство американцы умеют делать. Они знают, как надо строить картинку, чтобы удержать внимание молодого зрителя. Но если проанализировать ситуацию, то в основе 90% всех этих картин лежит возня вокруг денег. Или банк грабят, или убивают кого-то. Мафия - главный герой. Но наше искусство всегда было иным. Для русского деньги никогда не были самым главным в жизни. Американская идея у нас приживается с трудом. У нас - иная генетика. Так нет же! Надо ее искусственным путем насадить, внедрить┘

- Американский кинематограф нашел то, что нужно молодому человеку, динамизм, так называемый экшн. Раз смотрят такие фильмы - это то, чего не хватает молодежи в отечественных современных фильмах.

- Вот если мне даст Бог, я поставлю фильм по роману Юрия Сергеева "Княжий остров". Там тоже будет этот экшн, который я не люблю. Война, тыл врага, наши разведчики. Один из них - главный герой, владеющий разными видами единоборств, в том числе и приемами казачьего спаса. Спас - это такой прием, когда воин, входящий в транс, может поймать на лету пулю┘ Но только это уже будет история о герое, идущем на подвиг не ради денег, а ради Бога, России и любви. Как видите, поворачивать сознание молодежи в позитивное русло можно и используя ненавистный лично мне экшн. Пустой экшн, быстрая смена событий и картинки не рождают в головах юных зрителей ничего, разве что еще сильней формируют клиповое сознание, что уже совсем небезопасно. О разрушительном влиянии клипа на подрастающее поколение сегодня, к счастью, говорят многие. И это правильно и своевременно. Об этом нужно говорить┘

- Ваши младшие дети смотрят телевизор? Если да, то - как часто?

- Нормальное положение телевизора в нашей семье - выключенное. Экран очень небезопасен с точки зрения морали и нравственности, и мы стараемся оградить детей от его влияния. Фильмы дети смотрят в основном только те, что в записи на кассетах. Смотрят то, что сделал папа, сказки, фильмы, в которых я играл, наши мультфильмы. Я считаю, что только советская мультипликация действительно добрая и полезная.

- Вы сегодня проводите международный кинофорум, строите студию детских и юношеских фильмов. И везде в названиях проходят слова "Русский витязь" "Русский богатырь". Почему "воин"? Воинствующее искусство?

- Все мы помним фразу Достоевского "Красота спасет мир". Сегодня пришло то время, когда уже надо спасать красоту. Воевать за нее.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
326
"Аванпост" в сопровождении симфонического оркестра

"Аванпост" в сопровождении симфонического оркестра

Вера Цветкова

О премьерах и презентациях начинающегося сезона

0
783
Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сергей Никаноров

В России стартовала первая Международная олимпиада школьников по экономике

0
1002
Про телевизор, икону «Державная» и Всемирную паутину

Про телевизор, икону «Державная» и Всемирную паутину

Вера Цветкова

Фатима Хадуева: "У нас любят стерильную картинку – прерывают съемку, чтобы стереть помаду со стакана"

0
1662

Другие новости

Загрузка...
24smi.org