0
992
Газета Образование Интернет-версия

25.03.2005 00:00:00

Улица ждет подростков

Евгений Ткаченко

Об авторе: Евгений Викторович Ткаченко - профессор, доктор экономических наук, министр образования России 1992-1996 гг.

Тэги: образование, подростки, интеграция, соцзащита


Принятые в последние месяцы правительством России стратегические решения в области образования не проработаны ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в достаточной мере образовательном плане.

Порочен механизм создания и продвижения проектов таких документов без их публикации в печати, без обсуждения с широкой общественностью, без официального направления этих документов в регионы. Закладывается опаснейшая тенденция ущемления интересов регионов и даже исключения их из формирования образовательной политики страны, несмотря на то что по Конституции России образование – это предмет совместной деятельности регионов и Федерации. И все важные для образования проекты всегда отрабатывались сначала на каких-то отдельно взятых регионах РФ, а потом внедрялись в практику повсеместно.

Например, Москва была и сейчас находится впереди в стратегически важных для российского образования вопросах. Сегодня в Москве идут процессы интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования. Разработан соответствующий закон на основе предшествующего ему решения правительства Москвы. Подчеркну, что Москва первый и единственный субъект РФ, осуществляющий эту интеграцию.

Радикальное изменение базиса общества (90% предприятий страны сменили форму собственности, стали негосударственными) ведет к перестройке мировоззренческих установок, принципов организации экономики и ее инфраструктуры.

Требования современного работодателя значительно превышают возможности уровня начального профессионального образования. Например, новому работодателю на 95% требуются рабочие 4–6-го разрядов, на 85–90% – с общим средним образованием, на 80–85% – владеющие смежными профессиями, способные к перепрофилизации.

А система НПО России сегодня готовит более 70% рабочих с третьим разрядом, и потому уже только половина из них работают по специальности. Новый работодатель в 75% случаев уже в 2003–2004 гг. на рабочие места берет выпускников техникумов и колледжей. Таким образом, в нынешнем состоянии система НПО – в тупике, и потому процессы интеграции не только востребованы, они – неизбежны.

И в проекте закона Москвы отражены механизмы этой интеграции – по линиям образовательных программ и образовательных учреждений. С широким обсуждением этих механизмов среди специалистов. Там же рассмотрены экономические (подготовка рабочих) и социальные функции (защита детей). Например, статьи 10 и 11 закона по социальной защите обучаемых, где предусмотрены не только питание учащихся, их бесплатный проезд, но и 100-процентная заработная плата за их производственную деятельность.

А вот в документах и политике Федерального правительства этого всего нет. Социальная функция там устраняется, причем для социально незащищенной молодежи группы риска. Почему пример Москвы не берется во внимание, когда ситуация и без того сложная!

Напомню, что, по данным масштабных социологических исследований (на 2003 г.), у 80% родителей учащихся НПО РФ зарплата до 1000 руб., у 33% – до 500 руб. в месяц. У половины детей нет отцов, 70% детей из неблагополучных семей, 6% идут в ПТУ из-за недоедания и голода. И с них введена плата за проезд, питание переводят в разряд льгот, а льготы по закону 122 отменяются. Эти ребята пытаются хоть что-то заработать в мастерских училищ, честно заработать. Но даже с этих заработков с них берется налог. Налог, который не брали 5 и даже 10 лет назад, когда баррель нефти стоил 8–12 долларов.

Что делают полуголодные подростки? Свои проблемы они решают и будут решать на улице. Больше негде. А с улицы у них два выхода: попасть либо в учреждения МВД, либо – в лучшем случае – в структуры Минсоцзащиты: детские дома, интернаты, дома сирот. Государство само формирует социальное сиротство в стране! Причем в системной форме. И закономерно, что число детей – социальных сирот России уже выросло с 450 тыс. в 1995 г. до 850 тыс. – 1 млн. (по разным данным) в 2004 году.

Есть еще одна важная проблема – несоответствие постановлений правительств регионов и правительства России. По ряду вопросов они не коррелируют, кроме названных. В законе Москвы сказано, что порядок разработки, утверждения и введения в действие московского регионального компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливается правительством Москвы. (Замечу, даже не Департаментом образования.) Все ясно, точно, понятно и правильно.

Смотрим статью 5 последнего постановления (25 января 2005 г.) федерального правительства: «...региональные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования разрабатываются образовательными учреждениями (организациями), утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями)».

Что это? Откуда берутся такие решения, касающиеся стратегически важных направлений образования – его содержания? Почему это происходит? Очевидные причины: такие решения принимаются втайне, без обсуждения с заинтересованной общественностью, и второе – принимаются они неспециалистами.

Это типичный пример отстранения регионов от решения задач содержания образования, прямое ущемление их прав на фоне передачи им полной ответственности за финансирование и материальное обеспечение образовательных учреждений.

А последствия таких решений непредсказуемы, ибо они могут не только дестабилизировать региональное профессиональное образовательное пространство, но и разрушить его единство. Это грубая политическая ошибка для такой многонациональной, поликонфессиональной, поликультурной и полисоциальной страны, как Россия.

Таким образом, государственная образовательная политика, выбранная новым Министерством образования, закладывает пути решения имеющихся проблем методами, исходно не присущими образовательной сфере, а потому с непросчитанными последствиями, поспешными по форме и асоциальными по существу. И эта политика противоречит демократическим принципам, провозглашенным нашей страной в последние годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1991
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
957
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4689
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3627

Другие новости