0
2596
Газета Образование Печатная версия

21.09.2010

Репетиторство без границ

Тэги: образование


образование Репетиторство имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

В ГУ-ВШЭ с докладом «Размывание границ: изменяющиеся формы и многообразное влияние частного репетиторства» выступил директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в университете Гонконга, профессор Марк Брей. Вывод ученого, системно изучающего репетиторство как часть сферы образования: объем рынка репетиторских услуг растет во всем мире. Прирост – более 10% ежегодно.

Объем рынка «теневого образования» в Германии составляет 1,5 млрд. евро в год, в Греции – 1,7 млрд. евро, во Франции ≈ 2,21 млрд. евро. В Корее и Турции объем рынка еще больше. До массового введения ЕГЭ в России, по данным Высшей школы экономики (ГУ), репетиторством занимались 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов и 21,7% учителей школ. Высшая школа экономики опиралась в данном исследовании на опросы учителей. Но некоторые депутаты из профильного комитета ГД РФ считали и считают иначе. Депутат Олег Смолин уверен, что репетиторство попробовал каждый второй учитель и каждый третий преподаватель вуза. С введением ЕГЭ рынок репетиторства еще более вырос. По данным компании inFOLIO Research Group, рынок репетиторских услуг в России на протяжении последних трех лет демонстрировал рост на 13–16%, а рынок подготовки к ЕГЭ только за последний год возрос – на 23%. Россияне потратили на подготовку к ЕГЭ от 6 до 8 млрд. руб.

«Репетиторство во всем мире не просто существует, – отметил в докладе Марк Брей, – оно развивается и использует разные каналы коммуникации, получая распространение и через Интернет».

Почему появляются репетиторы? Главный вывод Брея: репетиторство процветает там, где есть спрос на него. Чем ниже зарплата педагога, тем выше вероятность, что он будет давать частные уроки. Репетиторство поддерживается там, где нужно просто «передержать» детей в школе. Например, в Корее занятия в школах заканчиваются около 15.00, и детей надо чем-то занять. Изменение школьной программы или появление национального экзамена приводит к изменению системы репетиторства. В РФ с введением ЕГЭ появилось натаскивание к экзамену. Это плохо. И плохо, когда преподаватель не выкладывается на основном занятии для того, чтобы затем получить дополнительный доход за счет частных уроков с теми же самыми учениками. Это, по мнению профессора Брея, конечно же, проявление коррупции. Именно по этой причине в некоторых странах заниматься репетиторством со своими учениками просто запрещено. Репетиторством подрабатывают не только учителя и преподаватели-пенсионеры, но и студенты, еще не имеющие высшего образования. На такой вид репетиторства тоже есть спрос по причине его недороговизны. Вместе с тем существует профессиональное репетиторство – тьюторство. С развитием Интернета эта услуга растет. Появляются многонациональные компании по предоставлению такого рода услуг, действующие во многих странах мира. Марк Брей приводит любопытный пример репетиторства в Гонконге. Там мастера этого дела собирают целые огромные аудитории. И могут быстро стать кумирами толпы, как поп-идолы. Их портреты размещены на огромных плакатах и на автобусах. Некоторые из них уже стали миллионерами. При этом... Марк Брей знает лектора – кумира толпы, который провалил экзамен на диплом бакалавра.

Так что же делать с репетиторством? Марк Брей замечает, что во многих странах государственные органы управления образованием предпочитают вообще не обращать на него внимание. Есть страны, где его пытаются запретить. И то и другое – неправильно. Запретить – репетиторы уходят в «тень» и перестают платить налоги. А не замечать – Министерство образования не будет знать, каково настоящее состояние дел в этом секторе. «А ведь госорганам надо выстраивать соответствующую политику», – считает ученый. С одной стороны, репетиторство – это дополнительная занятость учителей и преподавателей и соответственно рост доходов этой части населения. Другой значимый момент заключается в том, что ситуация в теневом образовании отражает то, что происходит в открытом образовании. Поэтому рынок теневого образования важно изучать, исследовать и анализировать для того, чтобы лучше понимать, в каком направлении развиваться системе образования далее.

Кстати, в США правительство разрабатывает программу по частному репетиторству и выделяет значительные средства на эти услуги, чтобы сделать образование доступным для большего количества школьников.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КС России изучает законность увольнения опытных педагогов без диплома

КС России изучает законность увольнения опытных педагогов без диплома

0
561
Греция отвергнет государственное православие

Греция отвергнет государственное православие

Павел Скрыльников

Конституционная реформа оставит священников без работы

0
2164
Российский человеческий капитал оказался лучше китайского

Российский человеческий капитал оказался лучше китайского

Ольга Соловьева

Всемирный банк оценил страны по уровню смертности и образования

0
2560
Эмоциональное образование можно и нужно сделать массовым

Эмоциональное образование можно и нужно сделать массовым

Наталья Савицкая

Одаренность – это результат работы с детьми, а не поиска вундеркиндов

0
1413

Другие новости

Загрузка...
24smi.org