0
2938
Газета Образование Интернет-версия

25.09.2012 00:00:00

Русские сильны в математике

Тэги: вуз, образование, технологии


вуз, образование, технологии Дипломированные инженеры в России необязательно могут работать по специальности.
Фото Михаила Журовича/PhotoXPress.ru

«Непонятно одно: почему я, не имеющий инженерного образования и являющийся членом правительства, то есть большим начальником, должен все это придумывать и предлагать», – возмутился вице-премьер Дмитрий Рогозин на своей странице в Facebook. Напомним, что Рогозин курирует военно-промышленный комплекс, а негодование его вызвали инженеры, которые не спешат со своими предложениями по поводу развития военной техники.

Еще в феврале этого года Рогозин клятвенно пообещал во что бы то ни стало поднять престиж профессии. Недобор студентов на специальности для нужд оборонной промышленности составлял на тот период 40%. За лето большого сдвига в этой области не произошло. Но кое-что изменилось… Государству во многом удалось переложить оплату за обучение будущих инженеров на семьи. Родители стали лучше понимать материальные выгоды от инженерного образования и готовы платить за будущее благополучие своих детей.

«Хотя не совсем понятно, а выиграет ли само государство от такой политики «взрывного» наращивания инженеров», – задался вопросом преподаватель Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Мартин Карной, специалист в области образования стран БРИКС. Профессор Карной, представивший свой доклад на тему инженерного образования в странах БРИКС, как раз не уверен в том, что призыв к массовому притоку в инженеры сослужит всем хорошую службу. Ведь нужно не только наращивать количество студентов, но и вкладывать большие средства в научно-техническую базу вузов. А во всех странах БРИКС (кроме Бразилии) на научно-исследовательскую деятельность в вузах тратится мало.

При этом Россия и Китай ведут еще и особую политику «пестования относительно небольшого числа элитных университетов (38 в России и 111 в Китае)». В результате и в РФ, и в Китае растет разрыв между затратами государства на университеты высшего эшелона и остальным массивом вузов. Такая ситуация достаточно необычна для общемировой практики. Ведь ни в США, ни в Европе такого не было. И если в США и есть разница между инвестированием в вузы разных эшелонов, она не меняется многие годы. А в России и Китае эта разница в финансировании постоянно растет, удивляется Мартин Карной. Сегодня на одного студента китайского элитного вуза тратят чуть ли не в три раза больше, чем на обычного студента. В России в 2009 году норматив на одного студента в вузах высшего эшелона был почти в два раза больше, чем в остальных.

Ситуация же с ростом интереса к инженерным специальностям, согласно исследованию ученого, выглядит так. С 2000 по 2010 год количество выпускников-инженеров заметно возросло в России и Бразилии, практически вдвое увеличилось в Китае и втрое – в Индии. А вот в США этого не произошло. И это вызывает в США определенное беспокойство. Как огромное число выпускаемых инженеров из России, Индии и Китая повлияет на глобальную экономику знаний и географию высокотехнологичного производства?

Рост количества выпускаемых инженеров в странах БРИКС исследователи связывают с тем, что стали видимыми будущие материальные выгоды от полученного технического образования. Особенно для женщин.

При этом выпускники-инженеры в России необязательно могут работать по специальности. Уже сам факт наличия у них технического образования говорит о том, что с математикой у этих людей все хорошо. А знание математики всегда было большим преимуществом на рынке труда.

Кстати, как показали исследования, баллы по математике ниже у абитуриентов Бразилии и Индии. Соответственно и качество инженеров в этих странах тоже не особо высокое. А вот в Китае и России в инженерные вузы приходят выпускники школ с неплохими баллами по математике. Тем не менее качество выпускников российских и китайских вузов на выходе тоже проигрывает западному. Исключение составляют выпускники элитных вузов, количество которых тем не менее крайне мало в доле общего числа выпускников.

Львиная доля государственного финансирования достается детям из благополучных семей. Так, в Бразилии 20% детей из высшей прослойки общества получают едва ли не половину всех государственных ресурсов на образование. А на детей из более бедных слоев, которых около 40%, государство тратит всего 13% своих ресурсов. Схожая ситуация и в России. А если финансировать обеспеченных, а не талантливых, кто ж тогда будет приносить идеи правительственным чиновникам?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
351
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
415
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
353
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
286

Другие новости