0
4278
Газета Образование Печатная версия

11.06.2013 00:01:00

ЕГЭ национального значения

Школьники и их родители в поисках высшего образования

Тэги: егэ, вуз, образование


егэ, вуз, образование Игра года – найди свою фамилию в заветном списке. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

О скандалах и проблемах госэкзамена обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с директором Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Татьяной КЛЯЧКО. 

– Татьяна Львовна, главный экзамен страны всегда сопряжен с большими скандалами. Почему? 

– Все хотят высшего образования для своих детей. Неполучение высшего образования превращается в трагедию для семьи. Если ребенок не поступит в вуз – то все, жизнь закончилась. А если такая установка царит в семье, то детям трудно этому противостоять. Когда 88% семей самого разного достатка и социального положения хотят, чтобы их дети имели высшее образование, то и другие родители, которые этого не хотят или не очень хотят, тоже испытывают колоссальное давление: что без диплома о высшем образовании их дети не преуспеют на рынке труда. И вот на пути к вузу стоит препятствие – ЕГЭ. Значит, надо сделать все, чтобы это препятствие обойти. Чтобы папа не хватался за сердце, а мама не плакала, ребенок готов на все. И родители – тоже. В итоге мы получили круг заинтересованных в том, чтобы ЕГЭ перестал быть объективным экзаменом, а стал препятствием, которое надо преодолеть любой ценой. 

– Это началось сразу же с введением ЕГЭ? 

– Еще до введения ЕГЭ мы проводили исследование, и нас поразила уверенность родителей в том, что учиться бесплатно в вузе можно, а поступить в него бесплатно нельзя. И поэтому введение ЕГЭ считалось на тот момент положительным явлением. Думали, что упадет финансовая нагрузка на родителей. Полагали, что это даст возможность детям из села поступать в престижные вузы. Когда же эти ожидания не сбылись, начались скандалы. Мой не поступил, а эти своровали результаты и прошли – значит, ЕГЭ никуда не годится. Большинство ребят, которых я учу, из других городов РФ. Когда я спрашиваю, как они относятся к ЕГЭ, – отвечают, что хорошо. Они бы раньше не поехали в Москву. Считали, что в столице все схвачено. ЕГЭ они признательны за то, что он обеспечил им образовательную мобильность. Так что при всех издержках ЕГЭ экзамен должен жить. 

– Потом они остаются здесь и не возвращаются в регионы, тем самым отбирая у москвичей работу. Возможно, этим объясняется нелюбовь москвичей к ЕГЭ. 

– Недовольны москвичи, недовольны петербуржцы. И здесь возникает другой вопрос: почему человек, живущий, например, в Лондоне, может поехать учиться в другие города Англии, а москвич не едет в Воронеж или Новосибирск. Не едут, потому что все престижные места на периферии заняты своими? В 2001 году мы спрашивали жителей других городов, какой вуз является для них престижным. Они называли местные вузы. И только 1% говорил, что МГУ находится в зоне их интересов. Сейчас же все исследования показывают, что картина выглядит наоборот. А надо сделать так, чтобы было, как в Европе или США, – необязательно учиться в столице. Надо учиться в хорошем университете. 

– Филиалы спасают ситуацию разгрузки столицы? 

– Филиалы – решение проблемы в крайне неподвижном обществе. Сегодня же задача стоит обратная. Динамика общества должна возрастать, и люди должны ехать в другие города.
Создание условий для вертикальной и горизонтальной мобильности молодежи – решение многих социальных проблем. Когда можно устроиться на работу только по связям – это мешает обществу нормально развиваться. 

– Сейчас предложили новые правила сдачи ЕГЭ. Это решит проблемы экзамена? 

– Одно из предложений – разместить все задания по ЕГЭ в открытом доступе в Интернете. Если дети 10 000 заданий прорешают, дальше им уже ничего не страшно. У всех разные варианты, и каждый будет решать свой вариант, кому какой попадется – сказать невозможно. Но вот что дальше? Дальше походы за шпаргалкой в туалет, мобильные телефоны и т.д. Все известно… Но ведь и это можно решить. Если хотеть делать нормальный экзамен, то сделать это можно. Можно сделать для каждого региона пробный ЕГЭ с отбором репрезентативной выборки. Если потом на ЕГЭ будут заметны большие отклонения – результаты должны аннулироваться без всяких разговоров. Как же так, скажете вы, родители же выйдут на площади… Выйдут. Но если все это выдержать, то после этого все родители будут следить, чтобы никаких нарушений на экзамене не было. Далее – появились результаты экзамена в Интернете – руководитель Рособрнадзора подает в отставку. Немедленно. Руководителя органа управления образованием субъекта Федерации, у которого все списывают, немедленно снимают с должности… Это нормальная организационная работа. 

– Вопрос опять же в том, почему этого не делается? 

– Директору школы маленького села, где все его знают, говорят, что если ты нашим детям не поможешь, тебе здесь не жить. Родители, говоря ему это, решают свои сиюминутные задачи. И если он боится за свое место, он закроет глаза на подделку результатов. В обществе нет понимания, что отладка ЕГЭ смогла бы сослужить ему большую службу. Смотрите, человек сдает ЕГЭ не своими силами и приходит в вуз на место, не заслуженное им. Он начинает покупать экзамен, курсовую, дипломную. Он вышел с хорошим дипломом – начинает претендовать на соответствующее рабочее место. Если его берут на престижную высокооплачиваемую работу, а он не справляется, начинается либо колоссальная человеческая трагедия, либо попытка и дальше покупать место под солнцем. Решение проблемы ЕГЭ – решение очень многих проблем в нашем социуме. 

– Вот смотрите, сегодня на Ставрополье проверяют тех, кто досрочно сдал экзамен. Оказывается, там много детей элиты. В кавказских республиках дети переселяются в село, чтобы лучше сдать ЕГЭ. Никогда не смирится даже самый маленький начальник с тем, что его ребенок не получит от жизни больше, чем дети простых смертных. 

– До тех пор, пока мы так считаем, он не будет смиряться. Это такие нравственные императивы, что если оно так есть, то так и будет. Если руководитель образования видит, что у него ученики массово переезжают из города в село, и он это допускает, то его надо снимать с работы. Это жестко, но люди будут задумываться над тем, хотят ли они, чтоб их выгнали с этого места или нет. То есть решить проблемы ЕГЭ можно… 

– Тогда почему их не решают? 

– Потому что это трудно. А люди, как известно, трудностей не любят: пережить скандал намного легче.   

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
957
В МГУ предлагают расширить творческую часть ЕГЭ по истории

В МГУ предлагают расширить творческую часть ЕГЭ по истории

0
769
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1097
На экзамене в девятом классе дети будут считать калории

На экзамене в девятом классе дети будут считать калории

Елена Герасимова

Практико-ориентированный подход к предметам смутил даже самих разработчиков заданий

0
1146

Другие новости

Загрузка...
24smi.org