0
2620
Газета Образование Печатная версия

07.03.2017 00:01:00

Занятия в кружках: платить или не платить

Дополнительное образование детей в школах все больше сливается с профориентацией

Тэги: школы, кружки, дополнительное образование, профориентация


школы, кружки, дополнительное образование, профориентация Даже изучая физику, ребенок должен иметь определенную степень свободы на уроке. Фото автора

В Московском городcком педагогическом университете (МГПУ) провели своеобразный ликбез для журналистов на тему, что произошло с современной системой допобразования. Многие родители имеют смутное, а порой и неправильное представление об этом, констатировали организаторы, и не ведают, насколько изменились и сами кружки, и подход к ним, и даже преподаватели в них.

Само уже название круглого стола: «Инженеры 4.0: новая технологическая революция начинается со школы и допобразования» – обещало, что обсуждение будет «недетское». «Четвертая промышленная революция, – объявила присутствующим директор Института дополнительного образования МГПУ Марина Шалашова, – наступила неожиданно и происходит прямо сейчас. Обычно ее ключевыми технологиями называют 3D-печать, Интернет вещей, робототехнику, а также программирование как базовый навык для нового поколения. Сегодня сформировался обширный рынок обучающих курсов и школ по самым разным технологиям. Но запрос со стороны родителей на «кружки юных хакеров» растет постоянно. Какие особенности нынешняя кружковая деятельность обнаруживает сегодня?

Итак, во-первых, большинству родителей сегодня понятно, что без кружков в будущее уже не пройдешь. В общеобразовательной школе постоянно реформы, знания она не всегда дает. Нужно «углубление». Не праздный вопрос – углубляться куда? В английский, музыку, танцы? Нет, конечно. И дети другие, и четвертая промышленная революция не ждет. Московские дети, например, уже с 1-го класса изучают азы программирования, а робототехнику (на основе специального инженерного Lego с механизмами и датчиками, реагирующими на свет, тепло, касание) – с детского сада. Так что, как заявили на мероприятии, современные кружки стали более профориентационные, чем были ранее. Сегодня в кружках не учат лишнему, а учат «компетенциям». Например, взять компетенцию – автомоделизм. В чем отличие от аналогичных кружков времен расцвета автомобилестроения в стране? Как рассказала Элла Алибекова, заместитель директора школы № 1265, ребенок сегодня на занятиях кружка проходит весь процесс производства, чтобы он мог почувствовать себя инженером. То есть машину он должен спроектировать, нарисовать, создать и... уметь не менее важное – продать (позиционировать, доказать преимущество модели перед другими).

Чтобы было к профориентации еще ближе, кружковая деятельность не лежит тяжким грузом только на плечах государства – она подхватывается крупными компаниями, которые начинают себе взращивать кадры, что называется, на корню. (Скажем сразу, что аналогичные вещи были и во времена СССР, только назывались они – учебно-производственные комбинаты (УПК).) Но сегодня, по словам Марины Шалашовой, такое профессиональное дополнительное образование не просто развивает ребенка, оно погружает его в рабочую среду. Если школа не имеет ресурсов для профессионального развития, то допобразование как раз дает возможность это исправить.

Возникает не праздный вопрос: где взять столько учителей для таких необычных уроков? Ведь очевидно же, что существует и неудовлетворенная потребность в новых педагогах, отличающих, например, Big data от Internet of Things. Для подготовки таких новых специалистов в МГПУ открылся «Педагогический STEM-парк», в котором планируется обучение более 1000 будущих и действующих педагогов в области мехатроники, робототехники, электроники и других дисциплин. STEM – это новая образовательная технология, совмещающая несколько предметных областей (науки, технологии, инженерия, математика). Почему это нужно? Как заметил  директор Института математики, информатики и естественных наук МГПУ Сергей Григорьев, который помогает учителям повысить свою переподготовку, наличие оборудования в школе – не главный показатель будущих успехов ее учеников. Студента-роботехника уже на четвертом курсе посылают на курсы переподготовки, потому что обучение не успевает за прогрессом (так как у нас четвертая промышленная революция). В таких условиях нужно учить по-особому всех – и в школе учеников, и в институте их будущих преподавателей. Обучать не столько технологиям, сколько принципам, считает Сергей Григорьев, работая тем самым на опережение. А это возможно, в свою очередь, если работать в команде. В таком новом – проектном – способе обучения и дети, и взрослые открывают для себя новые знания. Хочешь идти впереди – нужно снижать роль личности учителя в учебном процессе, заметил Сергей Григорьев. И еще одна любопытная цитата от него же: «Хороший учитель – это тот, которого почти нет на уроке».

Заслуженный учитель России, учитель физики, руководитель магистерской программы по физике МГПУ Сергей Ловягин тоже уверен, что сегодня как никогда ценятся фундаментальные знания, но, даже изучая физику, ребенок должен иметь определенную степень свободы на уроке. На демонстрируемых во время презентаций картинках было видно, как много детей ведут какую-то деятельность на уроке физики, за их деятельностью внимательно следят студенты, которые учатся вместе с ними. Эти студенты – будущие педагоги-инженеры, пояснил Сергей Ловягин. Он же, кстати, считает, что магистратура по педагогике для неспециалистов очень даже может быть, а вот магистратура по другим предметным областям для неспециалистов быть не может.

А вот другие участники стола даже засомневались: нужно ли вообще, чтобы кружками руководили только педагоги? Главное, чтобы были увлеченные своим хобби люди, а педагоги или нет – совсем неважно. Мнения были разными. Сошлись на том, что основы педагогики руководитель знать должен. Например, он должен знать,  что детей во время их кружковой деятельности  нельзя оценивать и сравнивать с другими, это подрывает их способность к творчеству. Кандидат физико-математических наук, доцент МГПУ, тренер сборной РФ по образовательной робототехнике Олег Горнов считает, что кружки должны быть обязательно платными. Пусть это будет просто символической платой. Пусть платить нужно 50 рублей, но это важно оставить. Потому что это будет дисциплинировать и родителей, и детей, и даже преподавателей.

Под конец мероприятия заведующая кафедрой профессионального развития педагогов МГПУ Елена Врублевская еще раз напомнила об особенностях переживаемого момента. Уже через пять лет, по ее словам, 35% навыков, которые считаются важными сегодня, утратят свою актуальность. Произойдут сильнейшие изменения в нашем образе жизни и в том, как мы выполняем нашу работу. Некоторые профессии исчезнут, другие изменятся, появятся новые. Развивать нужно в первую очередь навыки, критически важные для будущих профессионалов. А они уже названы экспертами. Среди них – способность комплексно решать задачи, умение взаимодействовать с разными людьми, развитие критического мышления, способность к творчеству и др.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Васильева: Школы не имеют права исключать из программы творческие предметы

Васильева: Школы не имеют права исключать из программы творческие предметы

0
510
Выдержит ли наша Федерация чеченские обычаи?

Выдержит ли наша Федерация чеченские обычаи?

Проблема хиджаба превращается в испытание для государственного устройства России

2
13461
Директора изменят московские школы при помощи управленческих проектов

Директора изменят московские школы при помощи управленческих проектов

Андрей Коротков

Программы повышения квалификации позволят столичным педагогам и управленцам не останавливаться в развитии

1
1354
В России не успевают строить новые школы

В России не успевают строить новые школы

Михаил Сергеев

В бюджете нужно найти более 2 триллионов рублей для будущих школьников

1
2189

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости
Загрузка...