0
4561
Газета Образование Печатная версия

02.10.2019 17:06:00

Всеобщее высшее – это утопия

Все больше россиян разочаровываются в вузовском дипломе

Тэги: опрос, вциом, университеты, высшее образование, качество


опрос, вциом, университеты, высшее образование, качество Лучше синица в руках: молодежь стала чаще выбирать колледж. Фото РИА Новости

ВЦИОМ обнаружил недоверие россиян к российским университетам. Особенно у старшего поколения. Высшее образование в России наши соотечественники оценивают преимущественно как среднее (39%). Среди всех опрошенных высокие оценки ему дали 22% респондентов, а низкие – 29%.

Высоко оценивают качество отечественного высшего образования 18-24-летние респонденты (33%), в то время как люди старшего возраста более скептичны – низкие оценки качеству высшего образования в России дают граждане 45-59 (29%) и от 60 лет (31%), замечают авторы опроса.

Но недовольство качеством высшего образования – это не только наша отечественная проблема. Сегодня это коснулось уже  многих государтсв. И свидетельствует это в принципе о крахе той идеи, что высшее образование может быть всеобщим. Все люди разные. И подход системы массового образования, основанный на том, что каждого  можно обучить чему угодно, было бы у него желание и трудолюбие, ошибочен в корне. У людей, от природы не предрасположенных к чему-то, желание, а тем более усердие  вдруг  не возникнут. Это можно проследить на примере нашей страны. Когда в 90-х открыли шлюзы высшего образования, то диплом о высшем образовании получали практически 8 человек из 10. Но обучить необучаемых невозможно. Произошла резкая девальвация университетского диплома. Потом пришло отрезвление. И началась большая кампания по сокращению вузов. Более или менее успешно она продолжается с середины нулевых по сей день.

Сегодня она еще перекрывается встречной кампанией за перестройку системы среднего профтехобразования. О резко возросшем числе студентов техникумов и колледжей сообщали в свое время и вице-премьер правительства по социальным вопросам Татьяна Голикова, и министр просвещения РФ Ольга Васильева. И Рособрнадзор. Правда, рапортует последний больше о росте проходного балла ЕГЭ. И о росте балла среднего. Но тем самым он тоже помогает исчезать вузам. 

ВЦИОМ обращает наше внимание на то,  как разнятся оценки людей старшего возраста и молодых.  Но в этом особо удивительного нет… Взрослые ведь могу сравнивать, что есть и что было. Кто вел занятия и как. Сравним. Обратите внимание, за все время последних реформ в образовании нагрузка на преподавателей заметно подросла. Если во времена СССР средняя нагрузка доцента составляла 350 часов в год, то в настоящее время общий фонд рабочего времени – это 1500 часов в год, причем большая часть этой нагрузки – аудиторная. Нагрузка обычного доцента в региональном вузе в рамках 900-950 часов означает, что в день он должен провести около четырех-пяти пар. А в университете за рубежом – это две лекции в неделю. 

Второй причиной, благодаря которой резко меняется наше образование, является реформа образовательных программ и стандартов. Советская система высшего образования была жестко регламентирована. И старшее поколение видит в этом нечто полезное и хорошее. Был четкий порядок, который дисциплинировал как студента, так и преподавателя, считают они. Были четкие критерии – «знать, уметь, владеть», благодаря которым можно было легко оценить степень освоенности основных разделов любой дисциплины.  

Если сегодня пристально взглянуть на  федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), например, по направлению «Экономика» для бакалавров, утвержденный в 2015 году, то можно обнаружить куда большую возможность для маневров. Там зафиксированы только несколько дисциплин. Чаще: физкультура, безопасность жизнедеятельности, история, иностранный язык, философия. Все остальные – это полная свобода вуза. «Берите свободы – сколько унесете!» Помните? Недавно коллега, дочь которого поступила в один из престижных вузов, в удивлении говорил мне об учебе сегодня: «Они практически не учатся. Все время занимаются какими-то проектами!» Новые формы занятий со студентами он не воспринимает всерьез.  И такова позиция многих родителей студентов.

Третья серьезная причина ухудшения качества образования – низкие доходы преподавателей. Иногда сверхнизкие. Вспоминается недавний случай, когда преподавателю московского престижнейшего вуза предложили работать бесплатно. Из-за маленьких зарплат преподаватели вынуждены искать дополнительные источники заработка. 

Обращаемся далее к опросу. По данным ВЦИОМа, за рубежом высшее образование такое же, как и в России, считает четверть россиян. Еще треть уверены, что за границей образование лучше, преимущественно это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (52%). Каждый десятый придерживается обратного мнения. При этом значительная часть опрошенных затруднились сравнить высшее образование в России и за рубежом (36%). Большинство россиян не задумывались о том, чтобы отправить своих детей или внуков получать высшее образование за границей (74%), особенно люди в возрасте 45-59 лет (80%) и старше 60 лет (84%). Рассматривали такую возможность респонденты 18-24 (35%) и 25-34 лет (41%). 

Обратим внимание, что за последние три года около 1,5% всех российских студентов уехали за дипломом о высшем образовании за рубеж, свидетельствуют данные ЮНЕСКО.  В 2018 году поступили в иностранные вузы около 57 тыс. россиян. А по данным Росстата, выпускников школ было 4,2 млн человек. Причины невысокого интереса к образованию за рубежом как чисто экономического характера (не по карману), так и сугубо национального. Годы за железным занавесом сделали россиянина немобильным. А миф о лучшем в мире советском образовании автоматически перешел на российское. И по-прежнему греет наши сердца. 

Авторы общественно-политических Telegram-каналов отмечают интересный факт. «Самой популярной страной для учебы признана Великобритания – 38%, - пишет «Темник». - И это несмотря на многочисленные «телестрашилки», активное формирование образа этой страны как извечного врага России. Сильнее работают фильмы о Гарри Поттере и фото старинных колледжей с ухоженными лужайками и традициями, восходящими к Тюдорам, а то и более ранним правителям. Германия и США существенно отстают – соответственно, 19 и 16%. Почти никто (4%) не хочет ехать в Китай – это к вопросу о «развороте на Восток».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
972
Cтоимость обучения в университетах может серьезно вырасти

Cтоимость обучения в университетах может серьезно вырасти

Елена Герасимова

Правительство РФ утвердило перечень специальностей с ограниченным количеством платных мест

0
976
Лукашенко не держится за власть "посинелыми пальцами"

Лукашенко не держится за власть "посинелыми пальцами"

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии назначил новых генпрокурора и главу Следственного комитета

0
1571
Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Можно ли быть конкурентом КПРФ, чтобы одновременно не подвергнуться риску не попасть в Госдуму

0
1307