0
6676
Газета События Печатная версия

29.11.2000

"Курск": взрыв торпед в результате столкновения

Тэги: курск


НА ДНЯХ в центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" в Санкт-Петербурге из Мурманска поездом доставлена очередная партия фрагментов с атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) "Курск", поднятых в ходе операции водолазов-глубоководников с норвежского судна "Регалия". Продолжается изучение около 150 кассет с видеозаписями, сделанными в ходе обследования лежащей на грунте субмарины глубоководными аппаратами "Мир" с борта научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" в сентябре и при подъеме тел погибших подводников на судно "Регалия" в октябре-ноябре. По заявлениям представителей "Рубина", работы по установлению причин гибели АПРК "не прекращаются", и "по каждому конкретному эпизоду дается официальное заключение", для чего "изучаются и вновь доставленные детали".



Реконструкция предполагаемого положения АПРК "Курск" на дне Баренцева моря по анализу заявлений официальных лиц, материалов, опубликованных в СМИ, и видеосъемок, показанных 23 ноября в Гааге.

Однако анализ данных, собранных уже сегодня, позволяет с высокой степенью достоверности утверждать, что непосредственной причиной гибели атомохода явился взрыв торпедного боезапаса, хранящегося в первом (торпедном) отсеке и эквивалентного 5-7 тоннам тротила.

12 августа на момент взрыва торпед в 11.30 отряд боевых кораблей (ОБК), по которому должен был производить торпедную атаку "Курск", находился более чем в 30 милях севернее района катастрофы и обеспечивал другую АПЛ СФ. Район, где находился "Курск", ОБК планировал пройти в период от 13.00 до 15.00. Таким образом, никакой торпедной стрельбы "Курск" не производил, тем более что находился в это время на перископной глубине, о чем свидетельствуют его поднятые выдвижные устройства.

Представители завода - изготовителя ("Дагдизель") аккумуляторных батарей (АБ), установленных на одной практической торпеде УСЭТ-80, М.И. Гаджиев и военпред А.Ю. Баранов находились на "Курске", чтобы проверить эксплуатационные качества АБ большей емкости, нежели предыдущие, и зафиксировать неизменность скорости и дальности хода торпеды на стрельбе. Новая АБ позволяет в два раза продлить срок ее эксплуатации при производстве практических стрельб. За 20 лет эксплуатации АПРК проекта 949, 949А произведено около тысячи выстрелов такими торпедами и не было ни одного аварийного. Но, как отмечено, и в данном случае дело до стрельбы не дошло.

Один из членов государственной комиссии, который принимал эту подлодку от промышленности шесть лет назад, капитан первого ранга Михаил Волженский после просмотра видеозаписи, распространенной агентством Reuters, пришел к выводу, что в первом отсеке был пожар, возникший из-за торпеды 65-76 с газотурбинным двигателем, застрявшей в торпедном аппарате. Торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной подводной лодкой. По его мнению, "скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов "Курска".

Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы "Курска", изложенные в "НГ", # 172, еще 13 сентября с.г. Действительно, обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76, как правило, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/сек), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. За эту секунду почти мгновенно в замкнутом объеме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к ее хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, что мгновенно привело к пожару. Объемный пожар в первом отсеке вызвал короткие замыкания в основной силовой электросети, утрату управления подводной лодкой, автоматическое срабатывание аварийной защиты ядерных реакторов (потерю хода) и повышение температуры в первом отсеке в течение первых двух минут до 500-700 градусов, что и привело к взрыву 18 стеллажных боевых торпед, лежащих в этом отсеке. Эти же короткие замыкания в первом отсеке при слабой защите силовых электросетей привели к возгораниям главных распределительных электрощитов и пультов управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Поэтому тела погибших подводников поднимали на поверхность со следами ожогов, полученных в ходе борьбы за живучесть при пожаре.

Удивляет пассивность наших высших органов законодательной и исполнительной властей (в том числе и МИДа), которые даже не попытались добиться доступа для осмотра тех трех АПЛ НАТО, находившихся рядом с "Курском" 12 августа, - АПЛ "Мемфис" и "Толедо" ВМС США и АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании. Заявления некоторых публицистов, что наших специалистов никогда не пускали на подлодки этих флотов (чтобы не создавать прецедент), совершенно не обоснованны. Так, в ноябре 1991 г. главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Чернавин и сопровождающие его офицеры ВМФ посетили АПЛ "Батон Руж" ВМС США в пункте ее базирования (по своему выбору, к смотру ее не готовили).

Необходима помощь Федерального собрания, правительства (вплоть до премьер-министра) РФ и их обращения к своим коллегам в США и Великобритании. Молчание министерств обороны этих стран в ответ на запрос нашего военного ведомства общественностью России однозначно воспринято как подтверждение виновности одной из подлодок НАТО.

Здесь хотелось бы предостеречь некоторую часть российской общественности, представляющей наших подводников мальчиками для битья. При столкновении у входа в Кольский залив в феврале 1992 г. нашей АПЛ К-276 с американской АПЛ "Батон Руж", последняя только чудом избежала гибели и из-за невозможности ее восстановления была выведена из боевого состава ВМС США. В апреле 1980 г. при проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки командир АПЛ К-314 Валерий Хоровенков, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовал ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых (2-3 км) с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнал под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта ТОФ. Надо только, чтобы все себе четко представляли, что такие гонки без правил подводных объектов водоизмещением по 5000 тонн каждый на скорости 55 км/час добром не кончаются. При любом неверно понятом маневре оба гиганта разобьют друг друга всмятку вместе с 250 человеками их экипажей, ядерными реакторами и почти сотней ракет и торпед. Отваги и воли к победе командирам наших атомоходов не занимать. Только не надо испытывать их терпение.

В мае 1972 г. было подписано Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним, касающееся надводных кораблей и самолетов. Вот уже 28 лет это соглашение успешно действует, и по его примеру с 1986 г. еще 12 стран подписали подобные двусторонние соглашения с Россией. Мы уже касались этой темы (см. "НВО" # 40, 2000). Необходимо подписание подобного Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок в подводном положении за пределами территориальных вод. Текст этого соглашения российской стороной подготовлен еще в 1992 г., и американцы с ним в принципе согласны. Имеется он и в МИДе, и в Минобороны, и в Главном штабе ВМФ РФ, и в Штабе ВМС США. Затем аналогичное соглашение необходимо подписать с Великобританией и Францией. А далее с другими странами, берега которых выходят к морям, омывающим берега России, а их ВМС имеют в своем составе подводные силы.

Лежащий на дне Баренцева моря "Курск" после катастрофы и проведенных с ним операций водолазов-глубоководников, если суммировать все заявления официальных лиц и сообщения СМИ, а также опираясь на развитое воображение, можно представить так, как изображено на рисунке. Видимо, поэтому ЦКБ МТ "Рубин" и планирует отрезать первый отсек, возможно, наварить новую прочную носовую переборку на корпусе второго отсека и уж затем поднимать весь АПРК от 2-го до 9-го отсека включительно, вместе с 6-м реакторным отсеком.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Субмарина «Сан-Хуан» навсегда останется на дне

Субмарина «Сан-Хуан» навсегда останется на дне

Андрей Рискин

У Аргентины нет ни технических средств, ни денег на подъем погибшей подлодки

0
2814
Как сокрушили гитлеровскую «Цитадель»

Как сокрушили гитлеровскую «Цитадель»

Владимир Винокуров

О вкладе советских военных дипломатов в победу на Курской дуге

0
6928

Другие новости

Загрузка...
24smi.org