0
1685
Газета События Печатная версия

06.02.2013

Вернется ли намаз в Святую Софию

Тэги: турция, стамбул, ислам, мечеть


турция, стамбул, ислам, мечеть Где музей – там и сувениры, и прочая доходная торговля.

«Великое национальное собрание (парламент) Турции приняло и изучает запрос о возобновлении деятельности Святой Софии как мечети», – сообщило 29 января греческое православное информагентство Amen. Запрос поступил от некоего Талипа Бозкурта из города Караманмараш, центра одноименной провинции на юго-востоке Турции. Впрочем, сам запрос – скорее формальный повод для постановки вопроса о возобновлении мусульманских богослужений в этом символе города на Босфоре.

Собор Святой Софии, построенный в середине VI века византийским императором Юстинианом, в 1453 году, после взятия турками Константинополя, был превращен ими в мечеть Айя-София. В 1934 году Кемаль Ататюрк в рамках провозглашенной им секуляризации сделал этот памятник архитектуры музеем, которым он и остается до сих пор. В начале мая 2012 года глава исламистской Партии счастья Мустафа Камалак вместе с другими исламскими деятелями выступил с публичным призывом к тому, чтобы Айя-София «в один прекрасный день вновь стала мечетью». Родной город Камалака, который в 1999–2002 годах он представлял в парламенте от исламистской Партии добродетели, позже запрещенной Верховным судом Турции как неконституционная, – тоже Караманмараш, откуда поступил нынешний запрос в парламент. 27 мая в поддержку Камалака у стен Айя-Софии прошла трехтысячная демонстрация с требованием «освободить из цепей и открыть для доступа» верующим этот памятник архитектуры. Демонстрация завершилась коллективным намазом. Затем, как сообщило греческое информагентство Tanea, Синан Айгюн, депутат от Народно-демократической партии, контролирующей 135 из 550 мест в Великом национальном собрании, пообещал внести вопрос об изменении статуса Айя-Софии на рассмотрение парламентариев.

«Этот вопрос ставится не в первый раз, – сообщила «НГР» заведующая сектором Турции Центра стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Наталия Ульченко. – Но, с учетом светского характера республики и ослаблений позиций ислама на протяжении XX века, это решение не поддерживалось. Я думаю, что и сейчас оно вызовет большие споры и возражения со стороны оппозиции и той большой части общества, которое разделяет республиканские светские ценности. Не думаю, что это решение будет принято одномоментно, но будировать этот вопрос продолжат и в дальнейшем». Эксперт считает вынесение на обсуждение в парламенте вопроса о судьбе Айя-Софии результатом «поиска нового баланса сил в Турции как в пока еще официально светском государстве, с учетом общих тенденций в стране, связанных с усилением ислама».

Айя-София не станет первым христианским храмом в Турции, который был превращен в мечеть в Средние века, стал музеем при Ататюрке и возвращен мусульманам при премьере Тайипе Эрдогане. 6 ноября 2011 года вновь начала функционировать как мусульманское культовое здание еще одна София – превращенный в 1331 году турками в мечеть храм IV века в городе Изник (древней Никее), в котором в 787 году проходил VII Вселенский Собор. Пострадавшее в 1920 году от пожара культовое здание было превращено в музей и в последние годы превратилось в главный туристический объект в городе, привлекавший по 40 тыс. западных туристов в год. Тем не менее, как отметила в феврале 2012 года New York Times, по решению министра по делам религий Турции Мехмеда Гермеза в октябре 2012 года музей был закрыт, а спустя месяц открылся уже с оборудованным михрабом (молитвенной нишей), изречениями из сур Корана на стенах, колонками для трансляции призыва на молитву на минарете и новой вывеской «Мечеть Айя-София». Тогда же, как сообщает информагентство Amen, вице-премьер Турции Бюлент Арыч заявил, что «вслед за Святой Софией в Никее будет Святая София в Трапезунде». Этот собор XIII века на черноморском побережье Турции, находящийся пока в статусе музея, также планируется превратить в мечеть. Наконец, за несколько дней до того, как в парламент Турции был внесен вопрос об Айя-Софии в Стамбуле, совет министров Турции одобрил передачу под культовое здание построенной в V веке базилики святого Иоанна Предтечи Студийского монастыря, кстати, относящегося к музейному комплексу «Айя-София». Студийский монастырь был крупнейшим в средневековом Константинополе, здесь был разработан принятый позже во всех православных монастырях мира устав, называющийся «студийским». В 1453 году базилика была превращена турками в мечеть, а после уничтожившего ее в 1920 году пожара все еще не восстановлена из руин. Теперь, после реконструкции, она вновь станет действующей мечетью.

С практической точки зрения превращение старых небольших храмовых зданий в мечети вряд ли является удобным для верующих. Как отметил побывавший в феврале 2012 года в заново обращенной в мечеть никейской Святой Софии журналист New York Times, она практически пустует, местные жители ее не посещают для молитвы. При этом турецкий бюджет лишается значительных доходов от посещения музеев западными туристами, которым интересны древневизантийские фрески, а не современные мечети.

Эти преобразования на Востоке воспринимают в русле исламизации и антизападных тенденций. Например, когда в результате вооруженной борьбы Алжир получил независимость от Франции, кафедральный католический собор Святого Филиппа в столице был переделан в мечеть Кетшава. На Северном Кипре, который оккупировала в 1974 году турецкая армия, как утверждают греки-киприоты, турки вели себя как в Средние века. «133 церкви, монастыря и часовни были разрушены, 77 церквей были превращены в мечети», – сказано в заявлении представителя Республики Кипр в ООН Александроса Викиса, отправленном в Комиссию по правам человека этой организации 17 августа 2001 года.


Реставраторы много сил потратили на то, чтобы открыть замазанные османами византийские фрески.
Фото Андрея Мельникова

Как сообщило 11 ноября 2011 года информагентство AsiaNews, во время открытия мечети Айя-София в Изнике вице-премьер Турции Бюлент Арыч заявил: «Этим актом мы восстановили достижение наших предков. Церковь Айя-София в Изнике является (для турок. – «НГР») результатом завоевания и поэтому из церкви переделана в мечеть». Как отметила «НГР» Наталия Ульченко, в национальном сознании турок Святая София в бывшей столице Византии в еще большей степени «связана со взятием Стамбула, как один из главных трофеев, имеющий символическое значение». «То, как будет решен вопрос со Святой Софией, это, конечно, очень важно», – отмечает она, оценивая историю этого памятника как символ судьбы восточно-христианского наследия, оказавшегося под властью мусульман.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Тунис ждут непредсказуемые выборы

Тунис ждут непредсказуемые выборы

Равиль Мустафин

Основная борьба развернется между исламистами и сторонниками светского развития

0
1360
Турция стягивает свои силы к Идлибу

Турция стягивает свои силы к Идлибу

Игорь Субботин

Анкара продолжает укреплять наблюдательные пункты

0
527
Двое представителей Пентагона прибыли в Турцию для переговоров по сирийской зоне безопасности

Двое представителей Пентагона прибыли в Турцию для переговоров по сирийской зоне безопасности

0
488
Обнародована запись расправы над Хашогги

Обнародована запись расправы над Хашогги

Игорь Субботин

Турецкие СМИ раскрыли содержание диалога убийц и жертвы

0
1292

Другие новости

Загрузка...
24smi.org