Газета Здоровье Интернет-версия

13.09.2011 00:00:00

Онкология на молекулярном уровне

Тэги: медицина, рак, диагностика, генетика, исследования

медицина, рак, диагностика, генетика, исследования Легенда компьютерного мира Стив Джобс мужественно борется с раком поджелудочной железы.

Тетя президента США Ричарда Никсона погибла от рака груди, что подтолкнуло его к разработке и обнародованию «Национального ракового акта» (National Cancer Act), который тут же был окрещен газетчиками «Войной с раком». Этому документу исполнилось 40 лет. За последнее десятилетие американская Администрация по контролю пищевых и лекарственных средств (FDA – Food and Drug Administration) утвердила к клиническому использованию всего лишь одно лекарство, а именно – для лечения рака поджелудочной железы. Опять же известно, что именно этим заболеванием страдает глава компании Apple Стив Джобс, недавно представивший миру свой планшетник второго поколения.

За 40 прошедших со дня опубликования акта лет были истрачены миллиарды долларов, часть которых пошла на расшифровку генома человека. Сейчас никого не удивляют генетически модифицированные организмы и биотехнологический инсулин для диабетиков. Но первым геном, перенесенным в мышь, был раковый, а биотехнология началась с открытия особых ферментов, гены которых были выделены из раковых вирусов.

И все же, как признает ведущий научный журнал Nature, мы все время «мажем по цели» (missing the mark). Недавно в онлайн-режиме появились две статьи, рассказывающие о новых биомаркерах, присутствие которых в крови свидетельствует о ранних признаках развития рака яичников. Эти биомаркеры были обнаружены специалистами, связанными между собой сетью раннего распознавания (EDRN – Early Detection Reasearch Network), основанной Национальным раковым институтом, расположенным в вашингтонском пригороде Бетезда. Обследовав более чем тысячу женщин, ученые надеялись, что им наконец-то удастся попасть в яблочко, однако все усилия оказались напрасными. Остается надеяться на раковый антиген (СА-125) – «лучший из худших», но который тем не менее позволяет определить рак в 63% случаев.

То же самое относится к широко рекламируемому сейчас РSА, или специфическому антигену предстательной железы. Возможно, определенный прогресс будет достигнут в ходе пока еще дорогостоящих и довольно долгих геномных исследований. Специалисты клиники Майо в штате Аризона и Ракового института в Бостоне совместно с коллегами из Института Вейцмана в Реховоте опубликовали начальные результаты геномного анализа клеток множественной миеломы. В ходе параллельного прочтения геномов 38 опухолей, которые сравнивали с нормальными, было выявлено несколько новых и довольно неожиданных онкогенных механизмов.

Среди раковых мутаций у половины пациентов были выявлены нарушения в генах, отвечающих за синтез белков, на которые «наматывается» двойная спираль ДНК. К сожалению – или радости, – мутации в гене, активирующие соответствующий фермент, обнаружены только у 4% больных миеломой. Сожаление вызвано тем, что в настоящее время в распоряжении онкологов имеются мощные химиотерапевтические ингибиторы указанного фермента, показывающие неплохие клинические результаты.

Помимо мутаций генов у 40% больных под микроскопом видны хромосомные «перескоки» участков хромосом, в результате которых происходит аномальная активация генов, управляющих клеточным делением и модификацией хромосомных протеинов. Не остаются в стороне и такие хорошо известные онкогены, как «мик» (Мусс) и «рас» (Ras), мутации которых при миелоцитоме и саркоме у крыс были открыты еще в начале 1980-х. Тогда, 30 лет назад, задача борьбы с раком казалась легкоразрешимой. Надо было только найти путь «замены» ракового гена нормальной копией. К сожалению, эта мечта до сих пор невыполнима.

Вполне оправданна при этом надежда экспертов журнала Nature, которые уповают на меры по предупреждению рака, в частности, раннее распознавание и противораковые вакцины. Впрочем, последние еще только предстоит создать и опробовать.