0
1139
Газета День в Истории Интернет-версия

22.05.2012 00:00:00

День в истории: Краткие хронографические наблюдения. 22 мая

Тэги: календарь, история


календарь, история Шарль Азнавур объездил весь мир и впитал его многоликость. Певец снискал славу.
Фото Reuters

Действительность – штука текучая. По определению.

Есть, конечно, предметы, которым на роду написано быть неподвижными. Но и их статус (само это слово однокоренное со словом «статичность») может быть подвергнут пересмотру. Швейцарский скульптор Жан Тэнгли, родившийся 22 мая 1925 года (ум. 1991), принадлежал к направлению, которое называют кинетическим искусством. В 50-х годах он стал выставлять сначала конструкции из механических движущихся частей, потом перешел на саморазрушающиеся машины («Этюды конца света», например), на глазах зрителя превращавшиеся в мусор и хлам. Вот такое художественное иносказание о неустойчивости (пост)современной цивилизации.

Ну а если не обращаться к подобной экзотике? Живет себе человек, не ищет приключений на свою голову, а биография выстраивается как перемена декораций. Раз – и время сменилось, два – еще и пространство. Русский историк и публицист, видный деятель кадетской партии Александр Кизеветтер родился 22 мая 1866 года. Часто историков попрекают тем, что наука у них какая-то безлюдная; так вот, это не про Кизеветтера. Среди его работ не только «Посадская община в России XVIII столетия», но и «Иван Грозный и его оппоненты», «Исторические силуэты». А когда в 1911 году министр народного просвещения Лев Кассо ввел в высших учебных заведениях меры полицейского надзора, около 130 профессоров и преподавателей подали в отставку, и Кизеветтер в том числе. Это был акт личностного протеста. Тем более неприемлема оказалась большевистская система. Кизеветтера выслали решением ГПУ, он умер в Праге в 1933 году.

Это скитальчество политического беженца. А есть еще бездомность и скитальчество как образ жизни. Кочевье, короче говоря. Во французском языке цыгане называются bohemiens («жители Богемии»), отсюда происходит слово «богема», под которым у нас привыкли подразумевать художественную интеллигенцию. В Европе же люди свободных профессий часто вели образ жизни и в самом деле кочевой. 22 мая 1808 года появился на свет французский поэт Жерар де Нерваль (ум. 1855), находивший средство от невзгод – личных и экзистенциальных – в странствиях: то в Германию, то на Восток. И в постижении поэтов разных стран и народов – Нерваль их много переводил. Что, увы, не уберегло его от безумия и добровольной смерти.

А вот рифма к жизни Нерваля, к счастью, благополучная. 22 мая 1924 года родился здравствующий поныне французский актер и шансонье Шарль Азнавур, которого всемирная слава поставила в опасную близость с гламуром. Но это, так сказать, замечание на полях, а вот певческое мастерство Азнавура дает ему прочное место на вершине искусства. Нельзя не упомянуть и о его киноролях, неотделимых от авангарда (от Жана Кокто, например). Певец заставил говорить о себе людей, которым в свободных странах высказываться на темы искусства необязательно. «Вы покорите мир, потому что умеете волновать», – сказал, обращаясь к Азнавуру, Шарль де Голль. И готовность войти в новые, неординарные художественные течения, и просто экстравагантность (например, участие в куольном «Маппет-шоу», чем-то перекликающемся с кинетическими конструкциями Тэнгли), и неизбывная связь с родиной его предков – Арменией. Все это тоже формы странничества, перемещения по свету, которое сопряжено с жаждой видеть и понимать.

«Замечали –/ По городу ходит прохожий?/ Вы встречали –/ По городу ходит прохожий,/ Вероятно, приезжий, на нас непохожий?..» Сегодня день рождения русского поэта Леонида Мартынова (1905–1980), автора этих и многих других известных стихов. Странная, двусмысленная судьба, смешение внутренней независимости с официозом как форма литературного бытия, поиск в других веках и в далеких краях альтернативы действительности и ее эха. «Удивительно мощное эхо./ Очевидно, такая эпоха». Это тоже известные строки Мартынова. Критики и литературоведы много писали о вкладе Мартынова в обновление русского стиха, с той или иной внятностью отмечали переплетение мотивов ухода от постылой действительности и обретения ее правды. Где тут своода, а где иллюзия ее? Сам Мартынов в не лучший момент своей биографии, в 1958-м, нелестно высказался о травимом Пастернаке – того ведь всегда корили за этот герметизм. Фокус в том, что действительность души поэта куда неподдельнее.

Есть у Мартынова вещие строки, которые хочется переадресовать ему самому:

«Есть книги –/ В иные из них загляни/ И вздрогнешь:/ Не нас ли/ Читают/ Они!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1223
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
624
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3366
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2639

Другие новости