0
1984
Газета День в Истории Интернет-версия

01.02.2013 00:00:00

День в истории. 1–3 февраля

Тэги: история, кино, голливулд


история, кино, голливулд Ретт Батлер, герой Кларка Гейбла, стал для публики идеалом элегантного повесы.
Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Раз, два, три, выходи строиться! Знакомая считалка, не правда ли? Есть, правда, и другая – уже игровая, детская, но опять-таки, если можно так выразиться, вооруженная. Все ее знают. «Раз, два, три, четыре, пять,/ Вышел зайчик погулять;/ Вдруг охотник прибегает,/ Из ружья в него стреляет.../ Пиф-паф! ой, ой, ой!/ Умирает зайчик мой!»

1851 год. «Подписи к картинкам. (Для детей первого возраста)». Написал эти стишата русский поэт и переводчик Федор Миллер, родившийся 3 февраля 1818 года (ум. 1881). Чуть косноязычные строки, что вполне естественно для выходца из семьи московских немцев, – русский язык для него был все же неродной. И эта речевая отстраненность как бы сродни художественному приему остранения...

Это, впрочем, лишь одна сторона данного историко-литературного казуса. Дело в том, что до и помимо общеизвестных детских строк Миллер сочинил множество других, в основном для взрослых. Писал поэмы, стихотворные драмы (даже мистерия одна есть), пафосные патриотические вирши во время Крымской войны. И все это насквозь серьезное кануло без следа. А шутейное про зайчика – осталось. Перешло в разряд фольклора (кстати, Всеволод Миллер, сын Федора, – крупный русский фольклорист).

Ну а по соседству на календарных листках – другая история о детстве и войне, уже трагическая. Петр Гинц, наполовину еврейского происхождения мальчик из Праги, родился 1 февраля 1928 года и очень рано почувствовал себя писателем – уже к 14 годам написал пять романов и сам иллюстрировал их, редактировал журнал. При нацистской оккупации он был отправлен в Освенцим и там погиб в газовой камере в сентябре 1944-го. Часть своих произведений он отдал сестре, они опубликованы, в том числе рисунок – вид Земли с Луны. Вот такой сюжет для взрослых.

А теперь присмотримся к тем военным годам под другим углом зрения. К концу 30-х – началу 40-х, когда разразилась Вторая мировая, уже существовал массовый кинематограф – и род искусства, и шоу-бизнес. 1 февраля 1901 года появился на свет американский киноактер Кларк Гейбл (ум. 1960), «король Голливуда», как его прозвали. В декабре 1939 года – Европа уже была охвачена войною, а Америка пока в ней не участвовала, – состоялась премьера самого известного из фильмов с его участием – «Унесенных ветром». Фильм этот, по одноименному роману Маргарет Митчелл, был опять-таки связан с военной темой: там канун Гражданской войны 1861–1865 годов, ее предчувствие, разговоры в ожидании ее, а потом весть: началось. И на фоне войны – история любви...

Что до самого Гейбла, то предвооенная эта лента стала для него вершиной. Все остальные заведомо ей уступают, хотя невезучим он не был. Партнерствовал с Гретой Гарбо, Вивьен Ли, Мэрилин Монро... Парадоксально, но свою работу в «Унесенных ветром» он недолюбливал: мол, чисто женское кино. И еще одна характерная фраза: «Я не актер и никогда не был. То, что люди видят на экране, является мной». Но ведь артист не просто элегантный повеса, его персонаж...

Ровно на год младше Гейбла был другой известный американец – поэт, прозаик и драматург Лэнгстон Хьюз (ум. 1967). В его сатирических газетных очерках главный герой был чернокожий (предки автора – и афроамериканцы, и индейцы, и белые) по имени Симпл (Простак). Стихи Хьюза – в основном верлибры, он стоял у истоков джазовой поэзии. И нередко в них рефлексия на темы самоидентификации. «Я Негр... Я был рабом... Я был певцом... Я создал рэгтайм...» К какому целому, к какой общности себя причислять? Вопрос этот – из разряда, так сказать, плодов просвещения.

Просвещение – штука серьезная, без точного знания не живет. Давным-давно, в эпоху Возрождения, жил немецкий поэт и мыслитель Конрад Цельтис, родившийся 1 февраля 1459 года (ум. 1508). Одна из его идей была с большим будущим: он настаивал, что гуманитарные науки надо как можно более тесно связывать с математикой. А 2 февраля 1930 года родился наш соотечественник Юрий Апресян, лингвист и один из виднейших специалистов по машинному переводу. Все это – на стыке знания чисто гуманитарного и совсем иного, соприродного миру кибернетики и высоких технологий.

И здесь – два имени из сферы более традиционной, что ли, но обновляющейся. 2 февраля 1838 года родился известный русский книгоиздатель Адольф Маркс (ум. 1904), один из виднейших наших мастеров журнального дела. Назову хотя бы массовый еженедельный иллюстрированный журнал «Нива», который он основал и выпускал для семейного чтения. А приложения к нему составляли целую гамму, в том числе собрания сочинений великих писателей разных стран.

И в тот же февральский день – еще одна круглая дата. 75 лет исполнилось бы Александру Чудакову (ум. 2005), которого многие годы знали как авторитетного литературоведа, автора уже, можно сказать, классических работ о Чехове, о русской словесности 20-х годов. Но это лишь одна из граней его таланта. В 2000 году Чудаков опубликовал роман «Ложится мгла на старые ступени», на практике осуществив то сближение «фикшн» и «нон-фикшн», о котором писал. Жанровое определение – роман-идиллия. Вот уж парадокс из парадоксов: кошмар постсоветского бытия – какая идиллия? Да просто хорошие люди. Несовершенные – и хорошие. А предлагаемые кем-то поиски героя – суета. Вот они, персонажи. Читайте, думайте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1650
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1709
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1393
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1157

Другие новости