0
1240
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.07.2003 00:00:00

Спасительный полис в кармане

Тэги: омс, решетников, страхование, проекты


- Андрей Вениаминович, Московскому городскому фонду ОМС исполнилось 10 лет. Что удалось сделать за это время?

- Эффект, полученный от внедрения в городе обязательного медицинского страхования, я разделил бы на три блока: социальный, экономический и медицинский. На первое место надо поставить социальную эффективность, потому что в здравоохранении жесткие экономические критерии не всегда приемлемы.

Надо признать, что обязательное медицинское страхование стало для москвичей одной из форм социальной защиты, причем достаточно адекватной потрясениям, которые вызваны переходом к рыночной экономике. Если бы с введением ОМС запоздали, то медицинское обслуживание во всех без исключения поликлиниках и больницах стало бы платным.

Благодаря средствам, которые работодатели отчисляют на социальное страхование, бесплатная медицинская помощь в столице по-прежнему доступна для всего населения. Введение ОМС в совокупности с другими организационными мерами, принятыми правительством Москвы, позволило сохранить городскую систему здравоохранения, внедрить новые медицинские технологии. Как показало время, это было правильное управленческое решение.

Ощутима и реальная экономическая эффективность внедрения ОМС. Если раньше здравоохранение финансировалось по остаточному принципу, то при введении страхового взноса, начисляемого от фонда оплаты труда, можно смело сказать: появился стабильный и ритмичный источник финансирования.

- Вам принадлежит мысль о том, что необходимо обеспечить переход от медицинского страхования к страхованию здоровья. Что это такое?

- Это иная государственная политика в области обязательного страхования, учитывающая профилактику заболеваний и реабилитацию. Для реализации такого подхода должен быть осуществлен комплекс мер как медицинского, так и немедицинского характера. Например, кроме медицинской профилактики, в него должны входить пропаганда и организация здорового образа жизни. Профилактика, лечение и реабилитация должны быть единым непрерывным технологическим процессом.

Для перехода от медицинского страхования к страхованию здоровья, кроме перераспределения финансовых потоков, необходимо, во-первых, принятие решения на государственном уровне, во-вторых, введение дифференциации страховых взносов (чем ниже показатель заболеваемости в трудовом коллективе, тем меньший размер страхового взноса платит предприятие, а оставшиеся средства от базового тарифа передаются в распоряжении работодателя и направляются на оздоровление трудового коллектива), в-третьих, экономическое стимулирование работодателей и застрахованных граждан.

Между тем если сегодня на медицинскую профилактику расходуется всего 6-7% финансовых ресурсов ОМС, на реабилитацию - 0%, а на лечение больных людей направляется 94% (!) средств ОМС, то при страховании здоровья (согласно мировой практике) на лечение заболеваний необходимо будет направлять только 50% средств, а на профилактику и реабилитацию требуется 30 и 20% средств соответственно.

- Андрей Вениаминович, а какие вы видите перспективы развития системы ОМС в нашем городе?

- Ответ на ваш вопрос связан с экономической ситуацией в России. Некоторые политики, озабоченные поиском путей вывода страны из экономического кризиса, предлагают уменьшить взнос на социальное страхование. В настоящее время часть взноса на социальное страхование, передаваемая в систему ОМС, составляет 3,6% от фонда оплаты труда. Она явно недостаточна, меньше расчетного показателя в 2,5-3 раза.

- Но если будет принят Федеральный закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", проект которого разработан специалистами Минэкономразвития России, территориальные фонды ОМС не досчитаются почти трети средств, направляемых сегодня на финансирование регионального здравоохранения. Авторы законопроекта предлагают к 2007 году перераспределить средства единого социального налога в части ОМС (3,6% от фонда оплаты труда) в следующем соотношении: на федеральный уровень - 1,3% (вместо 0,2%), а территориям останется только 2,7% (вместо нынешних 3,4%). Ваше отношение к такой перспективе?

- Предлагаемый законопроект вызывает множество вопросов. Во-первых, непонятно, просчитал ли кто-нибудь экономическую целесообразность перераспределения средств ОМС из территорий на федеральный уровень. Разработчики законопроекта не объяснили, каким будет механизм компенсации потерь территориальным системам ОМС. Не секрет, что количество дотационных территорий и сегодня велико, а будет еще больше.

При сокращении финансирования - кто гарантирует сохранение территориальных программ ОМС? Немаловажная деталь: москвичи получают бесплатную медицинскую помощь по программе ОМС, которая шире базовой примерно на 200 услуг. Ее придется сокращать, чтобы уложиться в бюджет?

Во-вторых, предполагается добровольный выход из ОМС граждан с высокими доходами и заключение с ними договоров на негосударственное обязательное медицинское страхование. В таком случае планируют ли авторы законопроекта сохранение солидарной ответственности в ОМС, когда богатый платит за бедного, здоровый - за больного? Почему не определены источники покрытия убытков территориальных систем ОМС при переводе части государственных средств ОМС в негосударственные системы обязательного медицинского страхования?

Непонятно, как будет реализовываться конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь - и тех, у кого низкий уровень доходов, и тех, кто вчера был богатым, а сегодня разорился. Если бывший богач налоги в систему ОМС не платил, в солидарной ответственности участия не принимал, то кто теперь будет его лечить, причем бесплатно? Право на ОМС имеют все, включая и богатых, но как реализовать его на практике без должного финансирования?

В-третьих, вызывает вопрос предложение авторов законопроекта отделить еще один сегмент от существующей сегодня системы ОМС. Вводится порядок, согласно которому, если какой-либо субъект Российской Федерации не заключит многостороннее соглашение с Минфином, Минздравом и Федеральным фондом ОМС, неработающие граждане (дети, пенсионеры, домохозяйки и безработные), проживающие на данной территории, "выпадут" из системы ОМС. Руководители данных регионов должны будут создать системы ОМС субъектов, то есть они станут сами все организовывать.

Приведу социологические данные: 62% опрошенных москвичей на первое место среди приоритетов в финансировании поставили здравоохранение. Значит, непопулярные меры, которые предлагают разработчики нового законопроекта, ударят население по самому больному месту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
601
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
360
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2389
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1865

Другие новости