0
1354
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.10.2004 00:00:00

МЭРТ учится у бразильских чиновников

Тэги: мэрт, бразилия, инфраструктура, опыт, конференция


Министерство экономического развития РФ и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) заинтересовались опытом Бразилии в реализации крупных инфраструктурных проектов, изучением которого занимались специалисты ИКСИ и Лондонской школы экономики. На семинаре «Бенчмаркинг анализ федеральных целевых программ» специалисты МЭРТа, ИКСИ и Высшей школы бизнеса МГУ сравнили российскую и бразильскую практику работы с приоритетными проектами.

Глава МЭРТа Герман Греф не раз утверждал, что основным тормозом развития российской экономики является отсутствие крупных инфраструктурных проектов. Однако с их реализацией в России все время возникают проблемы – практически все госчиновники выступают против частной собственности на транспортную и трубопроводную инфраструктуру; механизмы концессии не обеспечены необходимым законодательством и тоже не вызывают энтузиазма у представителей власти, а государственных средств на финансирование строительства нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог, как правило, не хватает. На семинаре российские и западные специалисты предложили МЭРТу обратить внимание на опыт Бразилии, которая при помощи специальной правительственной программы «Бразилия в действии» смогла реализовать большое количество крупных проектов, сохраняя за ними полный контроль государства.

Преподаватель Лондонской школы экономики доктор Майкл Барзелай, изучавший программу «Бразилия в действии», сообщил, что бенчмаркинг представляет собой один из методов систематического сравнения того, как одна и та же задача или функция выполняются различными организациями. «При этом объектом сравнения будут не Россия и Бразилия и даже не Министерство планирования Бразилии и МЭРТ РФ, – подчеркнул он. – Мы будем сравнивать две методологии выполнения одной и той же функции, а именно – реализацию приоритетных проектов. Область изучения можно сузить до функции координации и контроля над реализацией этих проектов. В России этим занимается МЭРТ, в Бразилии – Министерство планирования». Именно в таком подходе экономист видит шанс экстраполировать бразильский опыт на российскую действительность.

В чем заключаются преимущества программы «Бразилия в действии», рассказала ведущий специалист ИКСИ Евгения Швец. По ее словам, президент Ф.Э. Кардозо пришел к власти в 1996 г. на волне успеха преодоления гиперинфляции и достижения относительной макроэкономической стабильности. Однако рост бразильской экономики во многом сдерживался неудовлетворительным состоянием инфраструктуры, нехваткой частных инвестиций, что не давало стране нормально развиваться. Поэтому уже к середине 1996 г. правительство Бразилии определило 42 приоритетных проекта, из которых около половины были инфраструктурными. Реализация этих проектов была обеспечена поддержкой на самом высоком государственном уровне, гарантировалась бюджетным финансированием, а контроль над их исполнением взял в свои руки лично президент Бразилии. Основной идеей программы стала необходимость создания и развития инфраструктуры как главного средства обеспечения экономического роста.

Финансирование программ осуществлялось через государственные и частные источники, федеральные бюджетные фонды, за каждый проект отвечал конкретный человек – менеджер проекта, который имел возможность обсуждать возникающие проблемы лично с высокопоставленными лицами и даже с президентом. Кроме того, была создана информационная система, которая в режиме реального времени отображала текущую иноформацию о состоянии проектов и позволяла вовремя выявлять потенциальные «узкие места» и проблемы и решать их еще до того, как они начинали тормозить развитие.

Широкое информирование общественности о ходе реализации проектов позволило получить целый портфель инвестиций. Пятую часть средств, затраченных на реализацию приоритетных проектов, профинансировал частный бизнес. Его участие в проектах позволило снизить их издержки, поскольку за свои деньги предприниматели хотели получить максимальную эффективность программ. Государственные компании вместе с федеральным бюджетом и Национальным банком социального и экономического развития обеспечили около половины всех инвестиций, еще около трети профинансировали различные фонды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
467
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
756
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1129
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
815

Другие новости