0
762
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.09.2011 00:00:00

Письмо на пять миллиардов


Бывший член Совета Федерации Игорь Изместьев отправил письмо на имя руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. В нем бывший сенатор от Башкирии обвиняет экс-президента Башкирии Муртазу Рахимова и его сына Урала Рахимова в противоправном присвоении предприятий нефтехимического комплекса республики и уклонении от уплаты налогов, что нанесло государству, по его словам, многомиллиардный ущерб.

Как пишет Изместьев (копия письма имеется в редакции), «во время предварительного следствия и суда по уголовному делу я неоднократно сообщал о фактах коррупции и хищений в Республике Башкортостан». Однако, по его словам, его показания «не были проверены», а следственной группой «были предприняты действия, чтобы сообщенные мной факты остались в материалах уголовного дела без движения». «В материалах дела, – пишет экс-сенатор, – содержатся все доказательства причастности именно Урала Рахимова, а не меня (Изместьев приговорен к пожизненному заключению за организацию убийств и покушений, а также в попытке теракта. – «НГ») к организации и использованию схемы для личного обогащения». Напомним, что речь идет о так называемой «байконурской» схеме, которая использовалась руководством башкирского ТЭК для уклонения от налогов.

Как известно, приватизация башкирской нефтянки проходила, мягко говоря, не совсем гладко. И по весьма хитрой схеме. Еще в 1993 году указом президента Башкортостана Муртазы Рахимова была создана ОАО «Башкирская нефтехимическая компания» («Башнефтехим»), в уставный капитал которой были внесены госпакеты акций большинства структур ТЭК республики. В 2001 году председателем совета директоров «Башнефтехима» стал сын президента Башкирии – Урал Рахимов.

Впоследствии в результате различных комбинаций республиканские активы были выведены из-под контроля государства. Был учрежден фонд «Башкирский капитал», в уставный капитал которого в виде паев были внесены практически все активы ТЭК республики. Во главе совета директоров «Башкирского капитала» встал все тот же Урал Рахимов. В итоге, как утверждает Игорь Изместьев, Урал Рахимов при поддержке отца похитил свыше 5 млрд. долл.

Приватизация башкирской нефтянки сопровождалась не просто скандалами, были и факты убийств. Причем не единичные. Понятно, что в такой ситуации нужен был человек, на которого, грубо говоря, эти преступления можно было бы списать. Таким человеком, похоже, выбрали как раз Игоря Изместьева. Тем более что не только как сенатор, но и как бизнесмен, специализирующийся в нефтяной отрасли, он очень много знал о происходящем в республике процессе приватизации ТЭК.

27 сентября 2003 года, накануне выборов президента Башкирии, у резиденции Урала Рахимова в Уфе нашли заминированный автомобиль. Он простоял там более месяца, и на нем было написано слово «бомба». Автомобиль разминировали. В ноябре того же года в Уфе во время проезда кортежа Урала Рахимова (его в этот момент в своей машине не было) взорвался припаркованный у дороги ВАЗ-21065. Два сотрудника охранного предприятия «Щит» погибли. В ходе предварительного следствия выяснилось, что бомбу привели в действие с помощью пульта дистанционного управления. Оба этих взрыва в итоге вменили в вину сенатору Изместьеву. Первый расценили как попытку покушения, второй – как терроризм.

В своем письме на имя президента РФ известные правозащитники Людмила Алексеева, Кирилл Кабанов и Лев Пономарев отмечали, что руководитель преступной группировки Финагин и исполнитель большей части преступлений Иванов «утверждали, что в Уфе (речь идет как раз об упомянутых подрывах. – «НГ») действовали в интересах Урала Рахимова и с его ведома, имитировали угрозу лично для Урала Рахимова по его просьбе, при этом делали все, чтобы исключить возможность даже случайной гибели людей». Более того, как пишут правозащитники, «в суде достоверно установлено, что оставить на длительный срок летом–осенью 2003 года подозрительный автомобиль напротив ворот на территорию тщательно охраняемой резиденции Урала Рахимова было невозможно без его ведома».

При этом, заметим, в декабре 2008 года при обысках в уфимском ЧОП «Щит», охранявшем Урала Рахимова, следователями Следственного управления по Башкирии Следственного комитета при прокуратуре РФ и управления собственной безопасности МВД, прилетевшими из Москвы, было изъято несколько единиц незарегистрированного огнестрельного оружия, два килограмма тротила (не тот ли тротил, который подорвался при покушении на Урала Рахимова?), системные блоки компьютеров, а также оборудование, которое могло использоваться для прослушивания телефонных переговоров.

Создается впечатление, что уголовное дело против Изместьева – лишь способ избавиться от человека, который слишком много знает о приватизации ТЭК Башкирии. Странно только, что следствие в самый разгар объявленной президентом страны борьбы с коррупцией, похоже, не слишком заинтересовано в том, чтобы выяснить, что и как происходило в башкирской нефтянке.

Уфа–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
882
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
471
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2829
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2230

Другие новости