0
6275
Газета Интернет Интернет-версия

17.09.2004 00:00:00

Онлайновые СМИ догнали газеты

Тэги: интернет, новости, газеты


Среди всех 57 категорий рейтинга Rambler’s Top100 раздел «СМИ/периодика» – вот уже много лет безоговорочный лидер по охвату аудитории и посещаемости. В настоящее время он насчитывает 1608 сайтов. В последние пять лет состав десятки крупнейших самостоятельных СМИ российского интернета по данным Top100 неизменен – это РБК, Lenta.Ru и Gazeta.Ru, их преследователи Dni.Ru, Strana.Ru, Grani.Ru, Utro.Ru, а также головные сайты «Известий», «КП» и «Независимой газеты». В среднем популярность крупных сайтов медийного сектора рунета за прошедшие пять лет возросла почти десятикратно.

До последнего года картина развития СМИ в интернете была чрезвычайно простой. Основных игроков медийного рынка можно было разделить на три группы: пионеры рунета (RBC.Ru, Lenta.Ru, Gazeta.Ru), последователи (Utro.Ru, Dni.Ru, Grani.Ru, Strana.Ru) и сайты традиционных СМИ (Izvestia.ru, Kp.ru, Ng.ru). Первым крупным онлайновым СМИ стало информагентство РБК. В августе 1998-го, когда для пользователей рунета (общее число которых тогда не превышало миллиона человек) самой важной информацией стал курс доллара, популярность РБК была сравнима с популярностью крупнейших российских поисковых систем. Весна 1999-го стала началом успеха первых онлайновых газет Gazeta.Ru и Lenta.Ru. По мере роста числа последователей или «трудных детей» трафик категории «СМИ/Периодика» в рунете постепенно дробился между все большим числом игроков, а доля лидеров потихоньку размывалась. Что же касается сайтов традиционных СМИ, то их звездным часом стал 2002 год, год их «второго рождения» – многие из них были созданы еще в 1997 г., но пребывали в своеобразном летаргическом сне. Однако уже с осени 2001 г. сайты «Известий» и «Комсомольской правды» входят в десятку крупнейших сайтов категории «СМИ/Периодика».

 


Условный индекс внимания к онлайновым СМИ за последние 5 лет, подсчитанный исходя из количества хостов.

 

В то же время они так и не смогли занять ведущее место в новостном секторе рунета. Возможно, дело в их изначальной ориентации на аналитику или как минимум комментирование событий, а не на их прямое освещение. Как показало многолетнее наблюдение за поведением интернет-аудитории, в случае событий большой важности люди идут за новостями не на сайты традиционных газет. Лишь утолив первый информационный голод, пользователи сети посещают «газетные» ресурсы, чтобы найти там объяснение прочитанного и услышанного.

Можно также заметить, что все значительные катастрофы последних лет, начиная с дефолта августа 1998 г., сопровождались ростом аудитории онлайновых СМИ. В последние три года пиковые значения аудитории и трафика образовали своего рода цикл, следуя друг за другом с промежутком приблизительно в 13 месяцев. Так, 27 августа 2000 г. пожар в Останкинском телецентре превратил интернет едва ли не в единственный источник оперативной информации. Следующий, еще более мощный пик трафика был вызван террористическими актами 11 сентября 2001 г. в США и последовавшей за ними войной в Афганистане. Третий пик соответствует захвату заложников в ДК Шарикоподшипникового завода на Дубровке 23 октября 2002 г.

Такой же характер имеют пиковые значения аудитории и посещаемости секторов «Политика» и «Бизнес и финансы» рейтинга Rambler’s Top100. Это связано с тем, что в данных категориях лидируют политические и деловые разделы перечисленных выше сайтов. При этом, как отмечено в исследованиях КОМКОН-медиа, аудитория лидирующих интернет-СМИ как количественно, так и качественно близка к аудитории крупнейших российских деловых газет и журналов.

В 2003 г. главным событием для онлайновых СМИ вопреки ожиданиям стали не выборы в Государственную Думу РФ, а война в Ираке. Возможно, это вызвано известными ограничениями на предвыборную деятельность СМИ, погубившими активность газет в зародыше. Возможно – с вялой деятельностью политических партий, рассудивших, что интернет-аудитория слишком мала, чтобы использовать сеть в качестве канала влияния. Даже кооперативная операция онлайновых СМИ по привлечению предвыборных бюджетов, получившая название «Накликай Думу», закончилась с близкими к нулевым результатами. Политики предпочли «ящик».

К августу 2004 г. средняя суточная аудитория новостных сайтов выросла почти на 60% по сравнению с 2003 г., и теперь миллион человек в день является для медиаресурсов нормой. В общем трафике сети это порядка 15%, но в дни громких событий это число сразу вырастает вдвое. Последний рекорд был зафиксирован счетчиком Top100 3 сентября этого года, когда во время событий в Беслане общая доля сайтов категории «СМИ/Периодика» в трафике рунета составила более трети – 35%. Каждый третий посетитель сети в этот момент подключился к интернету затем, чтобы прочитать последние известия из Северной Осетии.

Помимо роста аудитории наблюдался и всплеск активности читателей. В дни катастроф они обращаются к онлайновым СМИ в среднем 12 раз в день против обычных 8. В 2003 г. после войны в Ираке трафик онлайновых СМИ вернулся к своему прежнему уровню только к концу апреля, в 2004-м «волна», поднятая выборами президента РФ и всей цепью сопутствующих событий, не до конца угасла даже в мае.

В 2004 г. заметно активизировались сайты ведущих телевизионных каналов. Разговоры об их неминуемом пришествии велись уже несколько лет, но только сейчас факт можно считать состоявшимся. Рост трафика ТВ-сайтов был почти двукратным, а аудитория сайтов Первого канала и программы «Вести» в отдельные дни превышает 50 тыс. человек в сутки. Правда, общий трафик категории ТВ составляет пока немногим более 1% от трафика рунета, десятикратно уступая «СМИ/Периодике».

Несмотря на то что в инфосфере по-прежнему доминирует телевидение, онлайн-СМИ прочно выходят на второе место. По данным Jupiter Research, уже в следующем году в США рекламные доходы сетевых медиа превысят рекламные доходы печатной прессы. Хотя в России этого пока не происходит, интернет все больше отвоевывает аудиторию у «традиционных» СМИ. Если происходит что-то действительно важное, люди ищут самые свежие известия в сети. Рынок онлайн-периодки становится все более конкурентным, и в ближайшее время борьба в этом секторе будет такой же жесткой, как и на рынке бумажной прессы. «Первой ласточкой» этого стало почти одновременное обновление двух крупнейших интернет-СМИ – Lenta.ru и Rambler Mass Media (наследник проекта Rambler Media), которые в преддверии нового медиасезона совершили редизайн, устанавливая для электронных медиа новые стандарты в области подачи информации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1334
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
669
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3558
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2782

Другие новости