0
1334

08.04.2004 00:00:00

Чудо на древней бумаге

Тэги: Попова, миниатюры, византия


Ольга Попова. Византийские и древнерусские миниатюры. - М.: Индрик, 2003, 336 с.

Искусствовед Ольга Попова собрала в книгу свои работы о византийских и древнерусских рукописных книгах. Хотя и оговаривается, что перед нами не только "история византийской живописи по миниатюрам греческих рукописей", но и, добавляет она, "история древнерусской живописи по миниатюрам русских рукописей": "Меня, как историка искусства Византии и стран византийского круга, интересовали и протекавшие в этом искусстве процессы, и возникавшие в нем различные направления, и отдельные крупные и/или оригинальные явления".

Книга разделена на две части: "византийскую" и "древнерусскую". Каждая глава посвящена какой-то одной рукописи - будь то Хутынский служебник раннего XIII века или Новгородская рукопись 1270 г. В конце - обобщающие работы "Образ Исаака Сирина в афонской миниатюре. Византийская аскеза и искусство XIV в.", "Русская книжная миниатюра XI-XV вв.".

Автор подробно, бережно, даже несколько торжественно разбирает древние манускрипты, что, впрочем, естественно и объяснимо. "Твореное золото положено на темно-красную подкладку и имеет несколько непривычный оттенок, не льстящий глазу обычной красотой золота, оттенок холодноватый, глухой, как будто с примесью серебра, имеющий отлив бронзы. В результате пространственная среда, в которой находится фигура, кажется сгущенно напряженной, она способна вызвать ассоциации, скорее всего мистические". Тут не поспоришь. Какие еще могут быть ассоциации, если работаешь с живой историей? С чудом, воплощенным на бумаге.

Ольга Попова не только исследует сами рукописи, их вид, живописные приемы. Ее интересует само время, авторы ("Иногда в авторе миниатюр мы угадываем фрескиста и гораздо реже - иконописца") и то, что они с такой любовью и мастерством изображают. "Лицо узкое, вытянутое, продолженное длинной бородой. Глаза тоже узкие, маленькие, с острым, пронизывающим взглядом. Они кажутся глубоко посаженными из-за нависающих, слегка нахмуренных бровей и окружающих их теней. Посаженными внутрь, как в пещеру. И взгляд, и чуть сморщенный лоб, и чуть сдвинутые брови выдают напряжение" ("Образ Исаака Сирина в афонской миниатюре").

Читать, откровенно говоря, страшновато. Представляю, каково было сидеть автору в Ленинке, разбирая такие вот рукописи, разглядывая подобные изображения. Что ж, старые мастера знали свое дело. Они не развлекали. Они пугали (точнее - стращали), они учили. Тогда не было покетбуков, тогда книга была не товаром, но предметом таинственным. И если уж культовым, то в прямом смысле данного слова.

Почти половину издания составляют иллюстрации (всего 240). Кстати, "персонажи" - тоже все в основном сплошь книжники. С такими же, только еще более древними манускриптами и сидят. Евангелисты!

Кроме того, книга снабжена подробными примечаниями и указателем рукописей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1109
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
568
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3143
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2487

Другие новости