0
2602

14.07.2005 00:00:00

Алхимия и жизнь

Тэги: Ютен, Повседневная жизнь алхимиков в Средние века


Серж Ютен. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века / Пер. с фр. В.Балакина. - М.: Мол. гвардия, 2005, 244 с.

Серж Ютен - французский историк, который однажды заинтересовался феноменом алхимии и решил изучить все, что с ней связано. И как фанатичный математик всегда назовет царицей всех наук именно математику, а химик - химию или физик - физику, так и Ютен, погрузившись в самые темные глубины алхимических смыслов, символов и аналогий, незаметно для самого себя начинает настаивать на всепроникающем влиянии алхимии на все и вся. Он готов легко поверить в свои же собственные гипотезы, доказывая их тем, что ведь "велик же соблазн дать этому такую интерпретацию┘ а вот этому - вот такую". Да и кто же тут поспорит, что этот соблазн не велик? Действительно, почему бы не присудить средневековым алхимикам пальму первенства, например, не только в открытии мышьяка и сурьмы, но и космических лучей (небесного света, который якобы накапливался в майской росе) или ядерной энергии? И хоть автор тут же лукаво оговаривается, что не стоит проводить подобные параллели из области "ретроспективной научной фантастики", но┘ эти параллели почему-то беспрестанно автором проводятся.

В целом же в книге Ютена сделана попытка показать читателю повседневную жизнь алхимиков во всех ее проявлениях. Что они делали днем, а что ночью, молились ли и если да, то кому и почему, как относились к Католической Церкви и как эта Церковь относилась к ним, как обустраивали свои лаборатории и какими инструментами и приборами пользовались, к чему стремился настоящий алхимик-адепт, соблюдающий аскезу, а к чему - корыстный лжеалхимик, зачем именно им, алхимикам, была нужна жена и что такое Божественная пара? На все эти вопросы Ютен дает исчерпывающие ответы, увлекая за своей мыслью читателя все дальше и дальше.

При этом Ютен пробует объяснить многие алхимические символы, попутно замечая, что они активно использовались в искусстве, примеры - трехчастный портал собора Парижской Богоматери с изображением Алхимии, персонифицированной в образе женщины, символический мотив любовной пары у Босха, символика цвета в рассказе По "Маска Красной Смерти". По большому же счету такая "живучесть" алхимических символов объясняется их архетипичностью, взять хотя бы мотив очищения, превращения черного ворона (своеобразного гадкого утенка) в белого лебедя: у алхимиков черный ворон и белый лебедь символизируют первые две стадии создания философского камня - гниение и дистилляцию.

Алхимики создали свою собственную, эклектичную философию, смешав друг с другом теологию и оккультизм, астрологию и медицину, древнегреческие и библейские мифы, западную философию и восточный принцип единения инь и ян. И получается, что алхимия - это даже уже не "наука наук", а какое-то особое отношение к жизни, которое, по сути своей, также присуще и современному человеку, ведь и в XXI веке многие до сих пор продолжают верить в чудо и искать во всех явлениях жизни тайный сакральный смысл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
404
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
280
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2094
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1614

Другие новости