0
3027
Газета Блог Пола Кругмана Интернет-версия

10.08.2015 00:01:00

Uber становится частью политических дебатов

Тэги: экономика, такси, сша, аналитика, пол кругман


экономика, такси, сша, аналитика, пол кругман ФОТО MICHAEL APPLETON FOR THE NEW YORK TIMES Нью-йоркские водители Uber протестуют против введения новых ограничений у здания Комиссии по такси и лимузинам.

Вам, возможно, не приходило в голову, что служба такси может оказаться в центре наших политических дебатов. И все же Uber стал на удивление важной политической темой в США. Почему так получилось?

Ну, Uber на самом деле привнес две вещи на рынок услуг такси. Первая – смартфоновая революция: теперь, чтобы вызвать машину, достаточно несколько раз прикоснуться пальцем к экрану, а не стоять под дождем, размахивая руками и проклиная парня, выскочившего за полквартала перед вами и перехватившего такси, которое вы пытались остановить.

Другой важный момент заключается в том, что водители Uber – свободные контракторы, а не штатные сотрудники, что избавляет компанию от необходимости соблюдать большинство правил, защищающих права трудящихся.

И именно этот второй аспект привел к серьезному политическому расколу.

С одной стороны, республиканцы стремятся лишить работников максимального числа социальных гарантий. Поэтому, с их точки зрения, наплевательское отношение Uber к водителям – то, что нужно, независимо от технологий.

С другой стороны, мы недавно наблюдали появление так называемого нового либерального консенсуса, который утверждает (на основании многочисленных фактов), что заплаты не так сильно зависят от спроса и предложения, как мы думали прежде, и что государство может и должно заставлять работодателей платить больше. Если вы конгрессмен и придерживаетесь именно таких взглядов, то вы не захотите, чтобы работодатели все испортили, заявляя, что они на самом деле никакие не работодатели.

Наверняка можно отделить одно от другого – продвигать новые технологии, не ущемляя интересы трудящихся. Но прогрессистам следует над этим хорошенько поработать и не позволять, чтобы их изображали как противников инноваций.

Уолл-стрит теперь ненавидит демократов

Джонатан Аллен недавно отметил на страницах Vox, что Хиллари Клинтон, которую левые иногда высмеивают за заигрывание с Уолл-стрит, на самом деле получает от финансистов куда меньше денег, чем можно подумать.

В своей статье (читайте ее здесь: bit.ly/1VNz3MS) Аллен отмечает, что, когда ее муж был президентом, Клинтон была известна своей антипатией по отношению к финансистам, что может отчасти объяснять нынешнее положение вещей. Но также важно рассматривать все это в контексте общего негативного отношения финансовых кругов к демократам. В 2004 году накануне президентских выборов, исход которых был неясен, представители финансовой индустрии и страхования разделили свои пожертвования практически поровну между двумя партиями.

Однако в 2012 году они дали республиканцам в два раза больше денег, чем демократам.

Причина, конечно же, – финансовая реформа. Любой, кто говорит, что эти реформы ничего не дали и нет разницы между политическими партиями, должен проследить за деньгами, которые явно заметили очень большую разницу.

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Сила маркетинга

Это не компания Uber изобрела приложения для вызова такси. Я пользовался аналогичными сервисами на BlackBerry и других телефонах с 2007 или 2008 года в городах вроде Берлина, Парижа и Лондона. Uber стал глобальной силой, просто потому что это американская компания, а значит, она умеет с помощью маркетинга преподнести себя как великого инноватора.

– A. Taras, Австрия

Г-н Кругман, вы упустили два момента. Во-первых, хотя с юридической точки зрения отношения Uber с водителями отличаются от обычных компаний такси, водители в обеих ситуациях считаются независимыми частными предпринимателями. Технически они не являются наемными работниками.

Во-вторых, годами многие города относились к такси и отелям как к дойным коровам. Финансовое бремя, которое несли эти фирмы, заставляло такси и отели повышать цены.

Сейчас Uber, Airbnb и аналогичные сервисы бросают вызов статус-кво, и поэтому они пользуются широкой поддержкой.

– Tom Warner, Нью-Йорк

Если главное преимущество сервисов вроде Uber заключается в том, что они удобны для потребителей, то нет причин, чтобы компании такси не внедряли у себя аналогичные приложения для смартфонов.

– Peter Czipott, Калифорния

Г-н Кругман, обычные республиканцы не поддерживают идею разрушения существующей системы защиты трудящихся. Водители Uber сами решили быть независимыми контракторами.

Но, я полагаю, вы не одобряете такой выбор.

– B., Калифорния

Uber не отличается от других компаний, в которых владельцы ищут способы больше заработать за счет снижения расходов на рабочую силу.

И для тех, кто думает, что все дело в интеллектуальной собственности: программное обеспечение, которое использует Uber, несложное. Код для него могут написать даже 16-летние подростки. Все дело в деньгах и ресурсах, чтобы начать бизнес.

– Jeff M., Коннектикут

Полагаю, что главный вопрос в том, как построена система такси. В Германии таксисты должны пройти медицинскую комиссию и другие испытания, прежде чем их посчитают годными к перевозке других людей.

И, конечно, таксистам платят, даже когда им некого перевозить, а те, в свою очередь, делают взносы в государственную пенсионную систему. Кроме того, редкий случай, чтобы машина, используемая в таксомоторных компаниях, была старше трех-четырех лет.

Но когда компания Uber захотела работать в Германии, насколько я понимаю, от водителей не стали требовать прохождения каких-либо проверок или уплаты соответствующих налогов, и они могли при желании работать на стареньком Fiat Punto. Так что все это походило на операцию на черном рынке, угрожающую качеству услуги в целом. Вот почему Uber здесь закрыли.

– Volker Hetzer, ФРГ

Что такое Uber как не образец программного обеспечения? Нет никаких причин, которые помешали бы рабочим создать кооператив, нанять кого-нибудь, чтобы разработать похожее приложение и делать то же самое, не платя Uber ни копейки. Uber просто извлекает выгоду из технологического невежества рабочей силы, которое легко исправить.

– S., Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1154
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1070
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
739
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
898

Другие новости