0
1160
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.10.2000 00:00:00

Письмо в устах

Тэги: Гришковец


Евгений Гришковец. Одновременно. Диалоги к "запискам русского путешественника". Пьесы. - М.: "Сегодня на сцене", 2000, 55 с.

"У меня было больше, чем ощущение, но меньше, чем представление". Это - фраза из монопьесы Гришковца "Одновременно", которая вместе с "Диалогами к "Запискам русского путешественника" составила тонкую книжицу, недавно опубликованную в серии "Сегодня на сцене".

Первый сборник, состоящий из пьес "Зима" и "Как я съел собаку", появился год назад. Все вместе, эти четыре пьесы - о том, что "больше, чем ощущение, но меньше, чем представление". Автор обладает способностью улавливать эту тонкую материю в нужный момент - то есть тогда, когда для нее уже можно найти слова, но не слишком в себе уверенные, в любую секунду готовые от себя отказаться ради каких-то других: "А надо успеть сказать, ну, например, про то, что вот здесь, то есть в том пространстве, где мы находимся. Сейчас┘ И не просто сейчас, а прямо сейчас, движется - крутится просто непонятное количество разных молекул. Их не просто много, а они СПЛОШЬ! И вот в этом воздухе, который не только нас окружает, но который мы в себя вдыхаем,.. проходят, и даже не проходят, а проникают, постоянно, бесконечные радиоволны, и телевизионные волны, какие-то сигналы космической связи..."

Ну что он все спотыкается - наш рассказчик? Нельзя ли говорить яснее? Нельзя и не надо. Иначе пропадет магия этого странного монолога, в котором автор делает отчаянную попытку выразить словами то, что существует на уровне мычания. И самое интересное, что попытка оказывается успешной, и каждый внемлющий его косноязычным речам радуется и мысленно благодарит автора за то, что он все это затеял. Потому что автор сумел вытащить на свет божий наши собственные мысли и чувства. Не на чистую воду с целью разоблачить и унизить, а именно на свет божий, чтобы получше разглядеть и вникнуть.

Слушая его, мы начинаем понимать, что это простодушно рефлексирующее существо - нам родное. Более того: оно - наше внутреннее Я, которое не постеснялось себя обнаружить таким странным образом. Не постеснялось говорить глупости и несуразности, сопоставлять далековатые вещи, сравнивать вилки с бутылками. И чем внимательнее слушаешь, тем яснее становится, что все так и есть, и говорит он чистую правду. Ну, например: "Сидите вы в своем городе, в своем доме, в своем времени, в смысле, в своей эпохе и смотрите фильм про какую-то французскую революцию. И там кого-то должны казнить на гильотине┘. И вдруг, кааак почувствуете! То есть почувствуете, что это вам должны отрубить голову, что вы просыпаетесь в камере, в тюрьме, перед казнью. Просыпаетесь и несколько мгновений не помните, что вас должны казнить┘ И вот за вами приходят, и ведут вас, и чего-то вам говорят.., приводят куда-то, отрезают холодными ножницами воротник вашей рубашки┘ От холодного прикосновения вы вздрагиваете, и даже коротко смеетесь┘ Потом дают выпить рюмку коньяку. И в горле, и в груди становится тепло. И вот уже гильотина. А вы такой живой┘ В горле тепло┘ И вы: "Погодите, погодите! Извините┘, я еще┘не, ну все-таки.., стоп, стоп┘ я вот┘" - и дышите, дышите┘ И в этот момент на экране нож падает, и такой чавкающий звук.., и вы у себя на диване┘ сидите такой┘ Почувствовали!.." Только не говорите, что это не вы, что вы не ребенок, чтоб подобные глупости себе воображать. Каждый из нас - ребенок и пребывает таковым до самой смерти. И не впадаем мы в детство в старости, а просто выпадаем из всего остального, оставаясь наедине со своим ничем не завуалированным, так и не исчезнувшим детским Я, которое автор странных пьес заставляет нас внутри себя обнаружить.

Уникальность рефлексирующего персонажа пьес Гришковца в том, что рефлексия его - вовсе не мучительный процесс. Здесь перед нами душевно здоровый, ясный, цельный, несмотря на внутренние противоречия, человек, и рефлексия его какая-то веселая. Хотя что может быть такого уж веселого в нашей жизни? И не только в нашей, а в жизни вообще. В ней так мало веселого, что даже хочется стать невидимкой, привидением, каким короткое время чувствовал себя один из персонажей "Записок русского путешественника", когда подал на выезд. Правда, эмигрировав, он быстро вернулся - не смог там. Но память о том, как ты был уже не здесь и еще не там, осталась. "И напиться! И уехать! И быть привидением┘ Хорошо чтобы было┘ мне ┘ хочу. Чтобы хорошо было┘ Хорошо. Я все время уехать хочу! Просто уехать! Или лучше сказать - ЕХАТЬ!.. Ходишь по городу, тебе тут быть - неделю, и┘ хорошо! Он, этот город, тебя не давит, понимаешь? Дышится легко! Только родной город давит┘ Всем! Местами детства, обязанностями, домом, знакомыми, записной книжкой, всем, а там - хорошо".

Эта рефлексия - веселая. Потому что автор обо всем говорит без надрыва и с улыбкой. Даже о драматичном. В ауре Гришковца, говоря его же словами, легко дышится. Видимо, это происходит оттого, что текст, сохраняя все свойства устной речи (многоточия, паузы, слова-паразиты, повторы), лишен плотности. Загадка этих текстов в том, что, не теряя спонтанности и импровизационности, характерной для устной речи, они прекрасно читаются.

Их хочется произносить вслух, вот что.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1845
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
885
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4442
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3456

Другие новости