0
1612
Газета Проза, периодика Печатная версия

20.01.2005

KGB: Керуак, Гинзберг, Берроуз

Тэги: керуак, гинзберг, берроуз, битники


Антология поэзии битников / Пер. с англ. - М.: Ультра.Культура, 2004, 784 с.

В конце 20-х в Америке рождаются дети, которые впоследствии становятся трудными подростками, а потом - битниками. Теми, кто шокирует общественность, причем как своим поведением (наркотики, мелкие правонарушения), так и творческими стратегиями.

Пятидесятые. На смену литературе разума и чувств приходят "потоки из подсознания" (термин битников). Джаз, его бешеные импровизации - эталон сочинительства на бумаге. Гинзберг, Керуак, Ферлингетти, Корсо - имена главных "музыкантов" американской литературной сцены той эпохи. Из той же компании и легендарный Уильям Берроуз.

Они прожили жизни разной длины, но довольно яркие. Скажем, Аллен Гинзберг под конец стал активным общественным деятелем, забросив свои наркоманско-гейские штучки. Ферлингетти в молодости арестовывали за распространение поэмы "Вой" Гинзберга (ее признали порнографической). Сейчас старичок проживает в Риме и держит архив движения битников. Лауреат Пулитцеровской премии Гэри Снайдер всю жизнь занимался экологией, пытался найти альтернативу городскому образу жизни. А Керуак, символ бит-поколения, ужасно не хотел быть этим самым символом, изучал буддизм, практиковал медитацию. В результате чего умер в сорок семь лет от цирроза печени┘

Они действительно писали джаз. Послушаем Гинзберга: "Мы не грязная наша кожа, мы не страшные, пыльные, безобразные паровозы, все мы душою прекрасные золотые подсолнухи, мы одарены семенами, и наши голые волосатые золотые тела при закате превращаются в сумасшедшие тени подсолнухов, за которыми пристально и вдохновенно наблюдают наши глаза в тени безумного кладбища┘"

А вот Ферлингетти: "Я знаю лицо Америки вдоль и поперек Я колесил по нему я заглядывал в лицо твое в тамбуре Это был ты Дик Проводник и сталкивал с подножки бродяг Я был мальчишкой и думал что это в шутку Весь мир это братство людей Но теперь я вспоминаю белое лицо в темноте над рельсами свирепую челюсть прищур твоих глаз о Легавый Америки Сегодня Орел кружит над нами┘"

Каждое поколение выдвигает протестный авангард, который заявляет: "Жить по-старому больше нельзя". И если после этого не льется кровь, обычно появляется что-нибудь действительно интересное. Битники оказались народом мирным: на баррикады в прямом смысле этого слова не звали, за ружья не хватались, зато очень лихо промывали мозги современникам поэзией, прозой, разными статьями-манифестами и просто своим внешним видом.

Максимализм и хулиганство. Эпатаж и жажда получить признание общества. Кого это напоминает? Подростков. И битников. Битники - подростки, которые писали подростковые стихи. Иногда ведь так приятно вспомнить беды и несчастья переходного возраста┘

Поэзия битников - необходимое звено между Уитменом и Буковски. На первый взгляд она кажется эклектичной: лиризм и социальный протест, образы из античной мифологии и грязный мат. Ни ритма, ни знаков препинания. А зачем? Традиционные способы передачи эмоций опорочены.

Керуак предлагает искать новый ритм, скрытый, чувственный. Рифмы? Это старо и пошло. "Грустный, / вхожу я в лифт / и спускаюсь в раздумье / и бреду тротуаром, вглядываясь во все людские / ветровые стекла и лица, / ищу того, кто может любить┘" - пишет Гинзберг. Керуак рисует: "Ноябрь - гнусавый голос кондуктора / У луны появились кошачьи усы на мгновение / Большие жирные хлопья снега одиноко падают".

С помощью антологии можно узнать все, буквально все. Если вы понятия не имеете, кто такие были битники и что такое 40-60-е в Америке, антология вам поможет. Как минимум. А максимум┘ можно "пробитничиться" по полной.

Никогда еще в России не издавали такое количество BEAT"а за раз, а многие стихотворения вообще впервые переведены. Причем все тексты печатаются и в оригинале, и по-русски. Так что знатоки английского смогут сами оценить стихи.

Помимо стихов в антологии еще несколько частей, которые едва ли не интереснее, чем стихи. Например, биографии битников. Или глава "Статьи и манифесты". Керуак же написал памятку начинающему битнику. Здесь четко расписано, как должен проходить процесс творчества - метод, расчет времени, структура работы: "Зарисовочное письмо - это ничем не прерываемый поток. Его итог - рассудок, слова-идеи, наполненные потайным личным смыслом. Поток движется, выдувая (как сказал бы джазист) контуры изображения".

Что надо, чтобы стать битником? Освободиться. "Начиная мыслить, становитесь сумасшедшим юродивым". Нет ничего важнее того, что происходит у вас в подсознании. "Помните, что вы законченный гений и гениальность будет с вами всегда".

Антология выглядит как фундаментальный труд. Книга толстая (на глаз - две "Войны и мира"), бумага отличная, дизайн строгий, но стильный. Хотя битникам больше подошло бы полусамиздатское, цветастое издание. Тогда книга передавала бы нужное настроение.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лжец, насмешник, атеист, денди

Лжец, насмешник, атеист, денди

Андрей Краснящих

О писателях, так и не получивших Нобелевскую премию

0
1793
Генерал без армии

Генерал без армии

Андрей Краснящих

К 110-летию итальянского писателя Чезаре Павезе

0
450
Главкнига: чтение, изменившее жизнь

Главкнига: чтение, изменившее жизнь

Массимо Маурицио

0
401
Главкнига. Чтение, изменившее жизнь

Главкнига. Чтение, изменившее жизнь

Игорь Савельев

0
361

Другие новости

Загрузка...
24smi.org